Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Имя розы

Умберто Эко

  • Аватар пользователя
    annadrey169 июня 2025 г.

    «Имя розы» - это лабиринт тайн, где каждая страница дышит средневековьем. 

    XIV век, бенедиктинский монастырь в Северной Италии. В глухом монастыре происходит сире загадочных убийств. 


    Молодой монах Адсон и его наставник, францисканец Вильгельм Баскервильский, расследуют преступления, сталкиваясь с запретными знаниями, фанатизмом и тайными библиотекой (и еще с двуличием монахов). 

    Это загадочное, глубокое и многогранное произведение, где под видом детектива скрывается много философии о знании, вере, и о человеке в целом. 


    Сразу скажу, что не подойдёт тем, кто ждёт детектива в духе Дэна Брауна. 

    Но отлично зайдёт тем, кто любит неспешные повествования, кто готов продираться через дебри сложного текста, и на выходе не получить ничего. Просто читать ради того чтобы читать. Или же просто хотите почувствовать себя средневековым монахом). Так себе рекомендация, конечно). 


    Эта книга - она не для всех. Если она вам не понравилась, то это совершенно нормально. 

    Это огромный пазл, собирать который- большой труд. Я не буду говорить, что я прям все поняла и у меня сошлась картинка.



     Если вам нравится сложные, многословные романы с философскими размышлениями – возможно «Имя розы» вам понравится.

    Это философский детектив. И именно в таком порядке. Сначала философский, а потом детектив. Не ждите от этой книги, что она вас развлечет. 

    Я, если честно, думала что я всё-таки выброшу эту книгу, ну или как минимум закрою её и не буду читать. 

    Почему у меня были такие мысли? 


    Латынь. Очень много латыни, иногда её не переводят и ты думаешь « ребята, когда я училась в ВУЗе, нам латынь уже не преподавали, я вообще не понимаю что вы тут пишите». Но с этим можно смириться, смотреть комментарии, гуглить на худой конец. Тем более что без латыни и богословия не было бы атмосферы монастыря 14 века. Декорации бы были, а атмосфера - нет. 


    Детектив. Где, собственно, детективная линия? Почему такая долгая раскачка? Какая мне разница, как пахнет библиотека, где труп? 

    Это уже не детектив, это настоящий философский квест. И ты думаешь, а туда ли я пришёл? 


    Библиотека. Очень много рассуждений о библиотеке, о её запахах, её внешнем виде, что в ней происходит. Очень много подробностей. Иногда даже очень- очень -очень -очень много подробностей. Думаю, Толстой или Гюго оценили бы. 


    Сложный текст. Текст очень сложно воспринимать, потому что предложение на полстраницы, можно очень легко забыть, а о чем было вообще в начале этого предложения, которое начиналось два листа назад. 


    Почему я всё-таки дочитала? 

    Это был своего рода вызов себе. А смогу ли я дочитать? 

    Смогла.

    На протяжении всего текста невольно задаешься вопросом, а Умберто Эко - гений или просто умник, который любит покичиться эрудицией? Только вместо того, чтобы делать это в лекционной аудитории, он делает это на широкую публику. Он похож на профессора, который проверяет, кто из студентов достоит слушать его лекции. 


    После прочтения у меня прошло уже несколько недель, и я могу на свежую голову сделать некоторые выводы. 

    Автор не кичится своими знаниями, он показывает нам мышление средневекового монаха. Это для нас сейчас латынь- мёртвый язык, а в 14-м веке латынь была языком науки и её знали почти все просвещенные люди. 


    Да, автор дает весьма детальные описания архитектуры и бесконечный диалоги о богословии, которые не двигают сюжет. Они просто есть для того чтобы они были. Но это как раз способ показать мир, который описывает автор. И время. 

    Нам, живущим в эпохе «действия» весьма сложно привыкнуть к описаниям. Потому что нужно «скорее, скорее, скорее, что там будет дальше, давайте уже говорите, кто убийца», а автор заставляет сесть и нарисовать себе эту картинку в голове, пройтись по этой библиотеке-лабиринту, вдыхая ароматы запретных книг. 


    Почему- то считается, что это в первую детектив. Но это не он. 

    Уж тем более не стоит сравнивать «Имя розы» с «Кодом да Винчи». Я не говорю, что Дэн Браун плохой. Он просто для другого настроения. 

    Дэн Браун - для отдыха, а Умберто Эко - интеллектуальный квест. 

    Если Браун разжевывает, то Эко только дает ключи. Иногда только намекает, где они лежат. И уж самому придётся их найти и открывать двери. 

    «Имя розы» отдалённо напоминает «Код до Винчи», но гораздо умнее и сложнее. 

    Оба романа – захватывающий детективы в религиозных декорациях, но если Дэн Браун развлекает, то Умберто Эко заставляет думать. 

    «Код да Винчи» - динамичный триллер с заговорами погонями. Автор упрощает историю ради сюжета. Браун пишет как сценарист- короткие главы и минимум сложных слов, все понятно и интересно. 

    «Имя розы» - медленный, многослойный роман. Автор дословно создает средневековье, в том числе и стилистикой текста. Здесь идёт отличное погружение в эпоху (иногда с головой против воли). Эко не боится усложнять текст, он активно использует латынь, цитирует Аристотеля, постоянно говорит о силлогизмах. 


    Оба романа – исторические детективы с загадками, спрятанными в религиозных текстах. Но если Дэн Браун развлекает читатель динамичным сюжетом, то Умберто эко заставляет думать. 


    К чему я? 

    Все названные сложности текста - это особенности данного произведения. Текст сам выстроен в виде лабиринта, который отражает устройство библиотеки-лабиринта, иногда кажется, что чтобы дойти до истины, можно заблудиться. Или как минимум наткнуться на какой-нибудь ловушку или зеркало.


    3
    106