Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тобол. Много званых

Алексей Иванов

  • Аватар пользователя
    Аноним8 июня 2025 г.

    Путешествие по бескрайним просторам Сибири я закончила со вздохом облегчения. Эта тайга не может не утомить: читаешь о том, что там происходит, какие делишки проворачивались в управлении Сибирского округа, какие люди там жили и каким богам поклонялись... Неимоверно тяжело было перемещаться по страницам книги и попадать в разные места: то мы в Певлоре у остяков, которые поклоняются идолам; то мы у Ремизовых в доме, наблюдаем за тем, как пишутся исторические книги о Сибири и как воздвигаются сибирские постройки; то мы наблюдаем за Сибирским губернатором Гагариным, который вновь пытается схитрить и набить карманы; а буквально за следующей страницей - история пленных шведов, Бриггиты и Рената, которые любят друг друга сквозь все невзгоды.

    В этой книге нет определенного сюжета. Весь сюжет - это Сибирь при Петре Первом. Как её покоряли, жестоко и безжалостно (по моему мнению), как навязывали людям свои устои, свою религию, обирали их до нитки и ни капли не жалели. Как жили люди, поселившиеся там, и не только русские, а, например, остяки, или самоеды. У них была совсем другая жизнь, которая никак не вяжется с русским уставом, и уж тем более им было тяжело прижиться в холопстве или услужении. Здесь были и китайцы, и бухарцы, которые пытались схитрить и торговать своими задуманными путями, возить караваны сквозь всю Россию аж до столицы. Пленные шведы, смешавшись с русскими людьми, молились о том, чтобы вернуться на родину, дождаться конца войны. А русские люди просто жили, сохраняя историю о своем крае, передавая знания дальше...

    Сама книга поделена не некоторые ветки, за которыми читатель постоянно следит: это попытки и покрестить и обратить в христианство жителей Сибири; знакомство с управлением Сибири, с губернатором и его людьми; жизнь людей в Тобольске,в частности семьи Ремезовых, их развитие; жизнь холопов-остяков, в частности Аймани и Хомани; жизнь пленённых шведов в Тобольске. За какими-то ветками наблюдать было интересно, например, за жизнью Ремезовых, или за жизнью остячки Айкони и шведов Бригитты с Ренатом, а некоторые ветки я "вымучивала". Неинтересно было про религию, про какие-то попытки завлечь в религию людей, которым это вовсе было не надобно, и поэтому завлекали словами о "вечной жизни" и помощью с торговлей. Неинтересно было так же читать про коррупционные махинации губернатора Гагарина, китайцев, бухарцев... Какие-то воровские войны, которые я еле дочитывала.

    Язык Алексея Иванова очень красивый, слаженный текст, "мягко" скачешь по страницам и наслаждаешься прекрасными описаниями, сравнениями... Наверное, если бы не слог автора, я бы мучалась в разы больше и оценка была бы в разы меньше. Я понимаю, что описание Сибири во времена Петра — это что-то интересное и новое, что-то весьма необычное, но я, увы, не увлеклась. Было много моментов, когда я терялась между какими-то сводками и описаниями самой художественной части. Хотелось бы больше жизни людей. Так же мне непонятна здесь мистическая составляющая, когда остяки призывали в помощь своих божков и божки откликались, помогали. Вплоть до того, что убивали дикого медведя в помощь человеку...

    Было много и жестоких моментов. Конечно, в такой книге не без них, но каждый раз, после прочтения очередной жестокости, я была удручена. Мне не по нраву такие вещи в книгах, всегда думаю о том, что их можно было бы упустить, описать как-то мягче, не прямо.

    Я не буду читать продолжение в ближайшее время точно, потому что просто устала от этой книги и её истории. Но, возможно, возьму вторую часть когда-нибудь спустя время, потому что первая книга обрывается просто посреди действия, логичного конца в ней нет.

    Планирую ещё взять "Сердце Пармы" Иванова, посмотрим, понравится ли мне другая книга...

    35
    296