Рецензия на книгу
Собрание сочинений в шести томах. Том 5. На восток от Эдема
Джон Стейнбек
rich_witch7 июня 2025 г.«К востоку от Эдема: или Как Стейнбек переписал Книгу Бытия с поправкой на калифорнийский нейродивергентный реализм»
И да будет вам известно, что никто из сей семьи не вкусил покоя, ни отец, ни сыновья, ни даже грешница Кэти, ибо путь их был тернист, а сердца – каменисты. И вот, прошли годы, а вопросы остались те же: кто виноват? можно ли было иначе? и почему, собственно, никто не обратился к хорошему психотерапевту?
И воззвал Стейнбек из глубины страниц своих: «Timshel! – ты можешь выбрать!» Но люди, как обычно, выбрали драму. И было так.
Да падет же занавес над долиной Салинас, да уснут герои, наконец, и да не тревожат более сны наши – разве что в сезоны дождей, когда земля мягка, а совесть особенно бдит.
И сказали критики: «Глубоко». И закрыли книгу. И пошли пить вино. Ибо такова жизнь к востоку от Эдема – ни рая, ни ада, только бесконечные попытки понять, что вообще только что произошло.
(Книга Бытия, версия Стейнбека, глава «А всё-таки зачем я это прочитал?», стих 42).А теперь серьезно (нет)
Джон Стейнбек, наш главный хронист американской меланхолии, взял библейскую историю Каина и Авеля, пропустил её через мясорубку фрейдизма и выдал семейную сагу, где виноградники — это Голгофа, а любовь — язык, на котором никто не говорит без акцента.Сюжет: Семья Трасков как экзистенциальный полигон
- Адам Траск — архетип ветхозаветного отца, который так и не научился любить без условий
- Кэти Эймс — Лилит в платье от Sears, доказывающая, что зло — это не отсутствие добра, а его зеркало с трещиной
- Кэл и Арон — Каин и Авель на фоне Первой мировой, где яблоком раздора становится папино одобрение
Стиль: Лирический натурализм с элементами теологической партитуры
Стейнбек пишет как псалмопевец, подсевший на реализм — его пейзажи дышат, а монологи истекают кровью метафор. Когда он говорит «timshel» («ты можешь или если можешь»), это звучит не как обетование, а как диагноз: свобода воли — это болезнь, а мы все — её носители.
Философия: Грехопадение как перманентное состояние
Можно ли убежать от наследия Каина? (Спойлер: нет, но можно продать его урожай за доллар)Является ли зло осознанным выбором или побочным продуктом недолюбленности? (Кэти уже смеётся в аду)
Возможна ли искупительная жертва без распятия? (Спросите у Лии, она всё ещё ждёт)
Психологический ландшафт
Кэл — вечный мальчик с синдромом дефицита отцовского внимания, чья ярость превращается в творческий капитализмАрон — Авель, который умер, так и не узнав, что невинность — это тоже форма слепоты
Сэмюэл Гамильтон — святой-диссидент, доказавший, что мудрость и бедность совместимы, но невыгодны
Это не роман — это притча, где блудный сын так и не вернулся, отец так и не простил, а змея была не в саду, а в генах. Если Библия — инструкция по выживанию, то Стейнбек добавил в неё сноски: «Возможны варианты. Гарантий нет».
Если Фрейд разобрал бы эту семью на сеансе психоанализа, Юнг нашел бы в ней архетипы для своей коллекции, а священник просто освятил бы всех святой водой и порекомендовал исповедоваться.
5462