Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в шести томах. Том 5. На восток от Эдема

Джон Стейнбек

  • Аватар пользователя
    rich_witch7 июня 2025 г.

    «К востоку от Эдема: или Как Стейнбек переписал Книгу Бытия с поправкой на калифорнийский нейродивергентный реализм»


    И да будет вам известно, что никто из сей семьи не вкусил покоя, ни отец, ни сыновья, ни даже грешница Кэти, ибо путь их был тернист, а сердца – каменисты. И вот, прошли годы, а вопросы остались те же: кто виноват? можно ли было иначе? и почему, собственно, никто не обратился к хорошему психотерапевту?

    И воззвал Стейнбек из глубины страниц своих: «Timshel! – ты можешь выбрать!» Но люди, как обычно, выбрали драму. И было так.

    Да падет же занавес над долиной Салинас, да уснут герои, наконец, и да не тревожат более сны наши – разве что в сезоны дождей, когда земля мягка, а совесть особенно бдит.

    И сказали критики: «Глубоко». И закрыли книгу. И пошли пить вино. Ибо такова жизнь к востоку от Эдема – ни рая, ни ада, только бесконечные попытки понять, что вообще только что произошло.

    (Книга Бытия, версия Стейнбека, глава «А всё-таки зачем я это прочитал?», стих 42).

    А теперь серьезно (нет)
    Джон Стейнбек, наш главный хронист американской меланхолии, взял библейскую историю Каина и Авеля, пропустил её через мясорубку фрейдизма и выдал семейную сагу, где виноградники — это Голгофа, а любовь — язык, на котором никто не говорит без акцента.

    Сюжет: Семья Трасков как экзистенциальный полигон

    - Адам Траск — архетип ветхозаветного отца, который так и не научился любить без условий

    • Кэти Эймс — Лилит в платье от Sears, доказывающая, что зло — это не отсутствие добра, а его зеркало с трещиной
    • Кэл и Арон — Каин и Авель на фоне Первой мировой, где яблоком раздора становится папино одобрение

      Стиль: Лирический натурализм с элементами теологической партитуры

      Стейнбек пишет как псалмопевец, подсевший на реализм — его пейзажи дышат, а монологи истекают кровью метафор. Когда он говорит «timshel» («ты можешь или если можешь»), это звучит не как обетование, а как диагноз: свобода воли — это болезнь, а мы все — её носители.

      Философия: Грехопадение как перманентное состояние


    Можно ли убежать от наследия Каина? (Спойлер: нет, но можно продать его урожай за доллар)

    Является ли зло осознанным выбором или побочным продуктом недолюбленности? (Кэти уже смеётся в аду)

    Возможна ли искупительная жертва без распятия? (Спросите у Лии, она всё ещё ждёт)

    Психологический ландшафт
    Кэл — вечный мальчик с синдромом дефицита отцовского внимания, чья ярость превращается в творческий капитализм

    Арон — Авель, который умер, так и не узнав, что невинность — это тоже форма слепоты

    Сэмюэл Гамильтон — святой-диссидент, доказавший, что мудрость и бедность совместимы, но невыгодны

    Это не роман — это притча, где блудный сын так и не вернулся, отец так и не простил, а змея была не в саду, а в генах. Если Библия — инструкция по выживанию, то Стейнбек добавил в неё сноски: «Возможны варианты. Гарантий нет».

    Если Фрейд разобрал бы эту семью на сеансе психоанализа, Юнг нашел бы в ней архетипы для своей коллекции, а священник просто освятил бы всех святой водой и порекомендовал исповедоваться.

    5
    462