Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Атлант расправил плечи (комплект из 3 книг)

Айн Рэнд

  • Аватар пользователя
    Аноним6 июня 2025 г.

    «Атлант расправил плечи: или как объективизм стал мемом для фанатов жесткого самоидеального капитализма»

    Айн Рэнд, грандиозная жрица рыночного сакрального знания, подарила миру роман, который одни называют библией рационального эгоизма, а другие тысячестраничной проповедью о том, почему все вокруг лузеры, кроме тебя, если ты, конечно, не лузер.

    Но ты лузер, поверь.

    С первых страниц нас окунают в гиперболизированную дихотомию: с одной стороны гениальные, прекрасные, абсолютно рациональные титаны индустрии, с другой жалкие паразиты-коллективисты, которые только и мечтают отнять у первых их священную прибыль презрительный взгляд. Сюжет? Да, он есть. Но главным здесь является идеологический перформанс, где каждый монолог героя это либо тирада о святости частной собственности, либо предсмертный стон социализма, который, по мнению автора, заслуживает только одного — быть растоптанным под каблуком Джона Голта.

    Стиль? Напористый, как налоговая проверка у малого бизнеса. Персонажи? Либо ходячие манифесты, либо карикатуры. Философия? Если вы не согласны, то вы либо не поняли, либо уже проиграли. И скорее, вы проиграли, ага. Роман читается как смесь проповеди, фанфика о супергероях-капиталистах и инструкции по тому, как ненавидеть альтруизм без угрызений совести.

    Вывод: Если вы хотите научиться смотреть на мир через призму «я — центр вселенной, а остальные — балласт», то это ваше. Если же вы наивно полагаете, что человечество держится на чем-то кроме холодного расчета и личной выгоды — возможно, вам стоит немедленно перечитать и покаяться в своих заблуждениях.

    Монолог Джона Голта — это уже отдельный вид искусства, но 1000 страниц морализаторства это даже для фанатов слишком.

    Марксистский апдейт?

    Тогда это  литературный фетиш-объект буржуазного сверхчеловека, где эксплуатация маскируется под добродетель, а отчуждение труда преподносится как высшая форма свободы. Рэнд, невольная сатиристка, обнажает логику капитала с наивной прямотой: её герои само олицетворение самовозвеличивающегося капиталистического базиса, с упоением рубящего сук, на котором сидят.

    Пролетарии? Их просто стерли в эстетическую пыль, как досадный побочный эффект «свободного рынка».
    Диалектика? Нет, не слышали, только вечный регресс в мир Юрского периода, где хищник гордо рычит: «Это моё!», а жертва обязана аплодировать.
    Товарный фетишизм достиг здесь пика, даже человеческие отношения у Рэнд упакованы в клетчатые костюмы и акции железных дорог. 
    Теперь можно смело звать политрука и раздавать вилы.

    Фрейдистский постскриптум:

    Но что, если весь этот гипертрофированный культ рационального эго всего лишь компенсаторный механизм, призванный залатать травму коллективного бессознательного? Ведь кто такой Джон Голт, как не фа*лический символ капиталистического сверх-Я, упрямо отрицающий свою зависимость от общества, этой самой первоматеринской утробы, которую он так яростно отвергает? А бесконечные монологи о «священной прибыли» не что иное, как сублимация базовой тревоги, попытка заместить экзистенциальную пустоту железнодорожными путями и сталелитейными заводами.
    Дагни Таггерт? Классический эдипов бунт против «коллективистского» отца-государства, где паровозы становятся фетишами неразрешенного конфликта.

    Атлант не просто расправил плечи, а зажался в позе защиты, крича миру: «Я не нуждаюсь в вас!» ровно до тех пор, пока не потребовалась аудитория для его манифеста.

    (но я ещё слишком молода и наивна, чтобы точно понимать и оценивать такую работу)

    13
    1K