Рецензия на книгу
Аэропорт
Артур Хейли
cheerfulA6 июня 2025 г.Аннотация книги, выбранной на книжный клуб в июне звучала для меня по-своему интересно - производственный роман, рассказывающий о деятельности аэропорта. Я ожидала "внутренней кухни" со щепоткой человеколюбия - систему, в которой каждый человек вносит свою лепту, слаженно работая, словно шестерёнки в механизме. Хотелось узнать о нюансах работы в подобной сфере и приятно провести время с персонажами, за которыми будет интересно наблюдать. К сожалению, ожиданий роман не оправдал.
Да, он действительно рассказывает о работе аэропорта, но то, через каких персонажей и через какие авторские мысли, сделало книгу еле выносимой.
Но женщины, напомнил себе Мел - в том числе и Синди, а возможно, и Таня, - редко умеют рассуждать логически. И тут он был прав.Наверное, на этих словах стоило книгу закрывать, не стоит ожидать чего-то полезного и остроумного от автора, живущего безумными стереотипами во второй половине 20 века. Зря я себя не послушала и продолжила чтение, надеясь на лучшее.
Портреты мужчин - просто набор стереотипов. Сначала приглянулся механик, несмотря на картонность (уверенный в себе итальянец, всегда с сигарой), потом Хейли описал, как в прошлом он участвовал в боях, вспылил на брошенное оскорбление, убил человека во время боя... И все. Это ни на что в поведении персонажа не повлияло. Это не вызвало у него никаких мыслей. Это ничего о нем не рассказало. В общем, этого достаточно, что сложить мнение о развитии и проработке персонажей, но я пойду несколько дальше.
Портреты женщин - адский мейл гейз, сексуализация вперемешку с влажными фантазиями о кружевном белье при первом нашем знакомстве с героинями. Ни о каких личностях, внутреннем мире даже мысли быть не может. Единственная, за кем было интересно наблюдать, это старушка, которая ловко обманывала службы аэропорта. Но если задуматься, старуху Артур Хейли просто не считает сексуальным объектом, в отличие от остальных дегуманизированных образов женщин, которые описаны через призму сексуального желания, поэтому она и вышла сама человечная. Исключение в данном случае лишь подтверждает печальное правило.
Отдельно стоит добавить про психологический портрет подрывника, который с реальным психопатом, больным человеком или террористом не имеет общего - просто солянка из разнообластных мыслей автора.
Все персонажи вырваны из реальности жизни соседей или дальних родственников, про которых вы слышали, но в жизнь их стараетесь ввязываться - у всех скандалы, которые можно решить, просто пообщавшись друг с другом и/или договорившись, и, конечно, все друг другу изменяют или хотят это сделать.
Читать было и так неинтересно и противно, но ближе к концу Хейли добил меня окончательно. Ситуацией, в которой изменщик-ловелас склоняет свою любовницу к аборту, а вот его верующий товарищ назидает его насчет того, что эмбрион это человек. И потом, конечно, изменщик раскаивается и меняет свое мнение. Наличие и мнение жены изменщика не смущает, мнение любовницы, с которой он обсуждает эту проблему, веса не имеет. Его переубеждает другой мужик, не имеющей ничего общего с жизнью забеременевшей женщины, кроме сферы деятельности. Сам концепт того, что ДВА МУЖЧИНЫ обсуждают, что женщине делать со своим телом, со своим возможным ребенком, будто они имеют на это полное право, даже не интересуясь мнением женщины, женоненавистнический сам по себе. Ценность мнения людей по этому поводу, у которых нет матки, конечно, равна нулю, но автор ничуть не стесняется нравоучать, и жизнь эмбриона ставит выше прав и выбора женщины, добавляя, что не важно, как ребенок был зачат, в нищете или изнасилованием - бог даст, а государство поможет.
Это плоская, затянутая история, жвачка для мозгов, к тому же мизогинная и безвкусная. Старушка и устройство аэропорта, за это по одному баллу, и то это довольно щедро с моей стороны ставить такому мусору, лишенному строк, которые вызвали бы сопереживание и вовлечение. 2 из 10, и то только потому, что я читала подобные высеры вообще без какого-либо сюжета и намека на смысл, которые были и того хуже.369