Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Две недели в другом городе

Ирвин Шоу

  • Аватар пользователя
    Аноним6 июня 2025 г.

    Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно новорожденные, не имея за плечами никакого опыта, сколько бы нам ни было лет. Франсуа Ларошфуко

    Джек Эндрюс до войны был известным актером, но после тяжелого ранения, которое изменило его внешность, порвал с кинематографом. Сейчас он живет в Париже, женат в третий раз, растит двоих детей и работает каким-то чиновником в парижской штаб-квартире НАТО. Внезапно в эту обыденность и размеренность врывается прошлое в лице Мориса Делани – режиссера, в фильмах которого Джек сыграл свои лучшие роли. Старый друг просит помочь на съемках, озвучить одного из актеров. Обещанная плата за две недели работы значительно поправит скудный семейный бюджет и именно этим Джек оправдывает жене свое желание лететь в Рим. На самом деле ему просто хочется вырваться из однообразия скучных семейных будней и окунуться в прошлое, вспомнить яркую и насыщенную жизнь, которую ведут люди искусства.
    Две недели в Риме превратятся в какой-то не прекращающийся круговорот событий, там будет всё – и жизнь, и смерть, и любовь.
    Знакомство с автором оставило в целом приятное впечатление. Мне нравится иногда читать романы, которые можно кратко охарактеризовать словами «про жизнь». Надо сразу сказать, что положительных героев здесь нет, ни один из них не вызывает сочувствия даже в моменты страданий. К концу складывается впечатление, что Ирвин Шоу был невысокого мнения о женщинах в целом, потому что если у некоторых мужских персонажей еще есть отдельные положительные качества, то все женщины либо истерички, либо потаскухи, либо дуры, а некоторые объединяют всё сразу.
    Главный герой попадает в ловушку собственной памяти, надеется, вернувшись туда, где когда-то был счастлив, вновь ощутить вкус жизни. Но молодость ушла безвозвратно, а вместе с ней изменился и он сам, и окружающие люди, а значит, ничего уже не будет как прежде. Категоричность юности, когда главные слова «никогда» и «навсегда», позволяла ему резать правду-матку и поэтому быть важным человеком для Делани, указывать тому на недостатки. А теперь режиссеру не нужна правда, ему нужно успокоение, поглаживание по голове и уверения, что снимаемый в данный момент фильм – шедевр. В молодости мы можем позволить себе откровенность, потому что страх всего и вся еще не поработил наше сознание. Чем старше, тем сложнее сказать другу правду, боясь его потерять.
    Джек во всей красе переживает кризис среднего возраста, он пытается примкнуть к молодежи, но внутренне уже совершенно другой. Неожиданный удар, полученный сразу по приезде в Рим и разбитый нос, периодически кровоточащий на протяжении всего повествования, я расценила как аллегорию. Возвращение к прошлому открыло старые раны, воспоминания о войне, погибших друзьях, упущенных возможностях, ошибках.
    В Роберте Брезаче – достаточно взрослом мужике с поведением подростка, - Эндрюс находит воплощение своего старшего сына и волей-неволей налаживает с ним отношения, проходит все этапы от абсолютной ненависти до дружбы и признательности. В последней части романа автор как будто ведет нас к неправдоподобно счастливому завершению истории, не имеющему ничего общего с настоящей жизнью. Это, конечно, обманный маневр и то, как всё складывается в итоге, гораздо лучше, честнее.
    Роман был написан в 1960 году, на дворе холодная война, воспоминания о Второй мировой еще свежи в памяти у непосредственных участников событий. Джека Эндрюса сразу по приезде в Рим обступают призраки прошлого, он постоянно возвращается мыслями к тем событиям, и персонажи периодически обсуждают политическую обстановку. Два момента меня, конечно, неприятно зацепили.


    • Вот он, американский натиск. Неудивительно, что вы выиграли войну.

      Это какую, позвольте узнать? С точки зрения пропаганды подход-то у них правильный, всё, что сказано три раза, становится правдой.

    • Американцам легче. Быть оптимистами, я имею ввиду, - заметил Макс. – Конечно, у вас был шанс, но вы его упустили. Сразу после войны вам следовало бросить бомбу.
    • Мы не могли пойти на это.

      Да ну, а в Хиросиме и Нагасаки с этим поспорили бы, да некому!

    3
    156