Рецензия на книгу
Наследник из Калькутты
Р. Штильмарк
Аноним6 июня 2025 г.Социализм, проблема неравенства, авантюризм на корабле пиратов
Начала читать книгу по рекомендации. История состоит из трех частей, и первая часть давалась мне с огромным трудом, так как на 300 страниц было введение читателей в историю. Многие тут писали про многочисленных персонажей, которых невозможно запомнить. Это действительно так, по итогу многие из них не принесли в историю ничего запоминающегося или особо важного, но оправдали своим количеством литературный род "роман-эпопея".
Главный герой аристократ Фредерик Райленд открывает эту историю, путешествуя со своей невестой Эмили и компаньоном Мортоном. Однако путешествие прерывается тем, что на их корабль нападают пираты, а один из пиратов Джакомо Грелли по кличке Леопард задумывает притвориться Фредериком Райлендом, чтобы отобрать его имение, а самого аристократа кинуть на необитаемый остров. Он берет в плен Мортона, невесту Эмили и начинает жить чужую жизнь, при этом предав своего капитана Бернардито, наивно считая его мертвым.Первая часть книги как раз и повествует нам о том, как Фредерик Райленд выживает с товарищами на островке, среди которых пират Педро и капитан Бернандито. Троица решает отомстить злодею.
Можно подумать, что история чем-то напоминает "Графа Монте-Кристо", но нет. Мортон помогает из-за страха смерти и переживания за дочь Мери Джакомо Грелли в его притворстве, а Эмили... А Эмили 5 лет живет с человеком, который, как она думает, убил ее возлюбленного и свыкается со своей жизнью, даже не потрудившись ничего никому рассказать. Эта деталь меня поразила, но дальше я поняла, что в этом произведении женщины выступают бесполезными людьми.
За попыткой Райленда, Педро и Бернандито отомстить, по ходу дела выстраивается еще одна история с братьями Бингль - Томасом и Джорджи. Оба мальчика из нищей семьи, с самого детства им приходится зарабатывать себе на жизнь, работая на ужасной фабрике, где машины вытеснили людей, убивая их физически и морально. Все идет к подрыву фабрик озлобленным народом, желающим наконец-то почувствовать хоть какое-то уважение к себе и равенство. В эту историю и затесались мальчики.
Идеи социализма в первой части (да и не только в первой) более яркие, чем авантюризм главных героев. Прочитав предысторию романа, я поняла, почему автор акцентировал на этом внимание, но, читая первые 300 страниц, я поняла, что произведение не то, чем кажется.
Заканчивается первая часть резко, непонятно и скомкано. Медленно и нудно автор оттягивал события возмездия над Джакомо Грелли, познакомил даже с его сыном Чарли, который был зачат от сводной сестры Доротеи, безумно любившей как и сына, так и самого Джакомо, и ревновавшей к безучастной ко всему Эмили. Нам рассказали про адвоката Томаса, который узнал всю правду Леопарда, но ему никто не хотел помогать в раскрытие правды, так как Леопард за 5 лет сумел везде найти связи. Но вот духа возмездия не было. А все потому что само сражение Джакомо и Райленда показано сумбурно и неубедительно, а в конце Фредерик Райленд отказывается от своего имени, взяв фамилию Мюррей. Он вместе с Эмили Мюррей уезжает на остров Голубую долину, где живут индейцы, а все имение и свое прошлое имя оставляет Джакомо Грелли, не хотя иметь с теми делами, которые он натворил, ничего общего. Бернандито, Педро и сын Джакомо Чарли погибают при несчастных обстоятельствах.И эта концовка была очень странной. Три персонажа, которые шли для возмездия, для очищения имени Фредерика Райленда, по сути не имеют никакого смысла. Джакомо Грелли вернулся в поместье, женился и продолжал пользоваться чужими благами. Я понимаю, что это задел на 2 другие части, но первая не дала должных интересных приключений.
Фредерик Райленд не имеет предыстории, все, что нам сказали о нем в начале, так это то, что он аристократ, хорош собой, светлый и добрый человек. Он и Бернандито олицетворяли в себе сущее добро, когда как Джакомо Грелли - сущее зло. Вы не увидите тут серой морали, все персонажи в книге делятся на "плохих" и "хороших". Истинный классицизм. Вы не увидите в истории психологизма, внутренних переживаний - ничего. Если мужчина переживает или расстроен, то Роберт Штильмарк использует штамп, по типу "по мужскому лицу скатилась скупая слеза". Речи героев (даже у пиратов) одинаково высокопарны. Иногда пираты могут выкрикнуть "каррамба", чтобы убедить нас в том, что перед нами точно пираты, но этого так мало, ни у кого нет особенностей в речи. Даже необразованные люди говорят так хорошо, что можно позавидовать.
Вторая часть для меня была интересной, так как речь в основном шла не о Фредерике и Эмили, а о выживших Бернандито и Чарли. Читать, как суровый пират вызывает ужас у людей своим именем практически по всей планете и наблюдать за его заботой над маленьким Чарли, его нежной натурой, было приятно. Нам хорошо раскрыли прошлое Бернандито, благодаря его прошлым и нынешним поступкам мы можем где-то его осудить, но это осуждение не перекрывает большую симпатию к этому персонажу. Проблема первой части была в том, что Фредерик Райленд ничего из себя не представляет, а плюс второй части заключается в хорошем действующем лице. Вот там и начинаются настоящие пиратские приключения. Бернандито желает помочь своему другу Фредерику, а также он намеревается освободить чернокожих людей от рабства, пока сам Фредерик помогает индейскому народу в их свободе в Голубой долине. Герои поставили себе цель и к ней шли, а их путь выглядел действительно интересно. Джакомо Грелли не сказать, что что-то интересное делал во второй части, он просто продолжал просиживать чужое место, обзавелся дочерью Изабеллой, посадил Джорджа Бингля за подрыв фабрик в первой части (Томас Бингль был найден добрыми людьми и находился в Голубой долине), а так из злодеяний особенно ничего не было. Лишь отец Джакомо ищет его, чтобы передать ему свое наследство и извиниться за то, что оставил их с матерью.
Под конец второй части Бернандито находит родного сына Диего, а Чарли и Том Бингль становятся его сыновьями, а Доротея, мать Чарли и сводная сестра/любовница Джакомо для Бернандито становится женой.Я очень кратко пересказываю события, дабы вы понимали разницу сюжета между первой и второй частями. Вторая насыщенна приключениями и дополнительными историями для раскрытия персонажей, "убогий капитализм" и "прекрасный социализм" уже были в руках не угнетенного рабочего класса, а в руках чернокожих и индейцев. Автор скомкано показал нам их жизнь, не удосуживаясь исторически рассказать об их проблемах. Но, думаю, что мало-мальски грамотным людям это ни к чему. В истории не было плохих индейцев, плохих чернокожих или плохих людей из рабочего класса, все они - жертвы, все они имеют честь и достоинство. История Роберта правда похожа на сказку.
Третья часть понравилась меньше второй, но все равно больше первой. Прошло 10 лет после последних, слава богу, хороших событий второй части. Из смешного - Фредерика Райленда умертвили. Просто потому что. Видимо, даже сам автор не видел в нем никакого смысла. Эмили в истории больше не появляется, а ее сын и дочь не сказать, что какую-то важную роль играют. Важную роль продолжает играть Бернандито, и вступают в игру его три сына: Чарли, Диего и Томас. Три пирата под предводительством Бернандито вместе работают над освобождением "униженных и оскорбленных", однако их захватывают в плtн люди Джакомо Грелли, но ненадолго. В тюрьме Томас Бингль встречается со своим старшим братом Джорджи Бингль, и браться воссоединяются.
Пока Бернандито все еще идет по своему плану захвата Джакомо Грелли, персонаж Джордж Бингль раскрывает в себе уже уверенную мысль создать город Солнца, где жили бы люди свободные и равные друг другу. Бернандито высмеивает эти мысли, указывая на то, что сам бог пойдет против таких людей, ибо нас создали уже неравными. Но Джордж не приклонен, его идеями вдохновляется Чарли.
Третья часть раскрывает в себе не столько авантюрную нотку наших персонажей, сколько авантюризм монахов ордена иезуитов, желающих прибрать к рукам и наследство Джакомо Грелли от его отца и само поместье Фредерика Райленда. Но все их потуги были напрасны. Интересно, но запутано было наблюдать за тем, кем Бернандито с сыновьями и приспешниками пытаются поймать Леопарда. Тот уже не просто от нервов растерял свое здоровье, но и сошел с ума. Наследство отца Джакомо перешло Изабелле и Чарли, все злодеи получили по заслугам, а добрые главные герои поплыли на корабле помогать Джорджу и Чарли строить город Солнца.
Последние слова автора говорят нам о том, что у героев толком ничего не получилось, но в них не погасла надежда, что у будущего поколения все получится.Так и заканчивается роман, написанный в советском союзе.
Что же, это неплохая агитка, но не особо хорошее авантюрное приключение (вторая часть не может вывезти весь роман). Как я говорила, этот роман плох в психологизме (и нет, действия персонажа и его диалоги не являются психологизмом и раскрытием внутренних переживаний), плох в раскрытии многих персонажей, плох в четкости повествования. Про женщин мне грустно говорить, так как в произведении они ничего из себя не представляют. Взять Эмили, Доротею, миссис Бингль, Изабеллу, так они друг от друга практически ничем не отличаются, не выполняют никаких важных действий, не играют никакой особо важной роли. Да и что говорить про мужских, если из кучи мужских персонажей интересны были только Бернандито и Джакомо Грелли (и то не особо, так как антагонистом он был в первой части, а во второй и третьей сдулся).
Когда я читала хвалебные отзывы других людей, я понимала, что их восхищение было направлено уж явно не на "интересных героев" и "невероятные приключения", а на саму идею социализма, так как эта идея им близка. Агитация действительно интересно выполнена в истории, я бы даже сказала оригинально. Роберт не просто взял банальную тему - трудности жизни рабочего класса, он взял также проблему чернокожих, их быт, их взаимосвязь с белыми людьми. Ту же тактику он проделал и с индейцами. Все потому что он хотел показать, что социализм не только для советских людей, социализм нужен для всех народов, для всей планеты. Это прекрасная тактика, тут я аплодирую стоя. И чтобы описать все это, сам Роберт пожертвовал в своей истории много чем.
3750