Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собор Парижской Богоматери

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним6 июня 2025 г.

    О любви, которая молчит. И о красоте, которую не видно

    Я долго откладывала эту книгу, всё казалось, знаю, о чём она. В детстве я много раз смотрела диснеевский мультфильм «Горбун из Нотр-Дама», и думала, что в голове у меня уже есть её сюжет. Но когда наконец решилась прочитать, оказалось, что я ничего не знала. Совсем. Эта книга не просто удивила, она потрясла.

    Гюго пишет так, будто держит за руку и ведёт сквозь Париж XV века грязный, жестокий, красивый, шумный и живой. Всё очень объёмное, настоящее, с запахами, звуками, толпой, криками. И среди всего этого Собор, который стал для меня настоящим героем. Он словно живой: наблюдает за происходящим, молчит, судит, прощает. В нём есть вечность, в нём всё человечество. Гюго показывает, как время разрушает камни, как равнодушие уничтожает искусство, и как важно сохранять культурную память, пока мы ещё можем.

    Но больше всего меня тронули, конечно, люди. Каждый герой со своей болью.

    Квазимодо - самый хрупкий и чистый. Думая о нём, я до сих пор чувствую боль. Всё в нём настоящее: и доброта, и преданность, и тихая нежность. Он умеет любить так, как редко кто может без ответа, но искренне и тепло

    Эсмеральда - она нежная. В ней есть яркость, влюблённость в жизнь, желание мечтать. Она хочет быть любимой и продолжает видеть в людях лучшее, даже если они этого не заслуживают

    Фролло - пугающий образ человека, сломленного собственной страстью. Он умен, талантлив, пользуется уважением. Но всё это не удерживает его от безумия. Его любовь не спасает, а разрушает, она эгоистична, болезненна и давит на всё живое вокруг.

    Феб - красивый и пустой. Символ того, как внешность может обмануть.

    И среди них всех, я вдруг поняла, как редко в жизни мы действительно видим друг друга. Как часто проходим мимо чьей-то боли, как легко судим.

    Гюго раскрывает много лиц любви:жертвенную, безответную, материнскую, разрушительную. Он говорит и о том, что добро не всегда красиво, а красота не всегда добра. Это простая, но важная мысль, и здесь она передана очень глубоко.

    Меня поразила концовка. Я знала, что она будет трагичной, но всё равно рыдала. Не от неожиданности, а от силы переживаний. От того, как всё закольцевалось. От того, что в этом мире не нашлось места для доброго и преданного сердца.

    Эта книга не только про любовь и страдание. Она ещё и про время, про ценность искусства, про архитектуру как вечную память. Гюго заставляет нас посмотреть на мир не глазами туриста, а глазами художника (человека, который видит в каждом камне смысл).

    Я закрыла книгу и долго не могла от неё отойти. Она будто отпечаталась где-то внутри. Это не лёгкое чтение, но очень честное.

    Если вам хочется книги, которая не просто расскажет историю, а заставит почувствовать и задуматься, то это она.

    Содержит спойлеры
    9
    144