Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Преступление и наказание

Фёдор Достоевский

  • Аватар пользователя
    Аноним5 июня 2025 г.

    Расколовшийся [но не раскаявшийся]. Или всё-таки да?

    От преступления до наказания — хлипкий мост над пропастью. А демоны в её бездне так и норовят отвлечь, соблазнить, одурманить идеей-фикс.

    И вот именно идея для меня — один из ярких символов романа.

    Идеями наполнен каждый герой. Они о спасательстве и спасении, о жертвенности и мотовстве, о психологии давления и физической расправе.

    А сам роман будто построен на греховности человека, на теории о заблудших душах и поисках себя.

    Его часто вспоминают крылатой фразой «Тварь ли я дрожащая или право имею…» Но как же она путает читающих, как сбивает с пути к смыслу.

    Смыслу в том, что каждый «дрожащий» здесь персонаж оказывается ровно в том страхе, которого боится.

    И там начинаются его круги ада: проверка на прочность, на истины, которым он [слепо] верит, на возможность оставаться человеком.

    И удивительно вот что. Достоевского многие знают как автора мучающих, изнуряющих и бесноватых сюжетов. Где духота и тленность заполняют всё пространство романа и мир читателя в моменты прочтения.

    Но почему так редко замечают его талант к говорящим фамилиям? Хотя бы здесь.

    Расколовшийся [но не раскаявшийся] в своём преступлении Раскольников.

    Один из приятных для меня, разумных и приземлённо правильных — Разумихин.

    С ехидинкой и пропагандой вашим и нашим выделяется Лебезятников.

    Севший в лужу со своими убеждениями Лужин.

    Праведная, жертвенная и готовая «подсладить» всем ближним жизнь на первый план выходит Соня Мармеладова.

    И, наконец, похотливый, не единожды отвергнутый Дуней, но в то же время раскаявшийся и милосердный Свидригайлов.

    Сколько они рождают ассоциаций и смыслов.

    Последние два и вовсе помогли глубже раскрыть образ Родиона.

    Сочувствующий и отдающий последнее, как Соня. Мечущийся между жизнью и смертью, как Свидригайлов.

    Родион будто бы взял поровну от каждого из них.

    И только тайная опора в лице любящего человека рядом смогла отвратить Раскольникова от выбора Свидригайлова. И нательный крест Сони, который она отдала Роде, как и свою судьбу.
    7
    107