Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

La septième fonction du langage

Laurent Binet

  • Аватар пользователя
    Аноним5 июня 2025 г.

    Интеллектуально-политический нероман

    Как много не- и малохудожественных вещей появилось в прозе последнего времени. И тут Бине переплюнул всех.

    Нет, неталантливым или низко интеллектуальным автора этой свистопляски не назовешь. Начальный эпизод - гибель под колесами машины знаменитого  философа от филологии Ролана Барта - трогает и заинтересовывает. Дальше версию его убийства автор раскрывает пунктиром.

    По-настоящему увлекательны отдельные интеллектуальные эпизоды: ораторские диалоги в клубе Логос, рассуждения Деррида об относительности лексических  значений в процессе живого общения.

    И информирован автор основательно: точные даты, имена учёных и политиков, сведения из истории.

    Вот только глубина  и цельность в книге отсутствуют . Зачем, ради чего автор выводит  целую когорту персонажей под их настоящими именами и делает их участниками то диких богемных оргий, то жертвоприношений в виде частей тела во время ораторских турниров? (Бедные уже покойный к тому времени Висконти и здравствоваший француз Соллерс).

    В одном из интервью Бине упрекал французских писателей в лени, отсутствии желания экспериментировать и скучной приверженности классическому стилю. Так что, игра ради игры, без особого смысла, невзирая на бестактную демонстрацию интимных предпочтений Фуко или унижение Соллерса?

    И всё это нагромождение имён, многочисленных сносок, напоминающее статью из Википедии, ради банальной истины о том, что наука играет реальную роль в  жизни и учёные тоже люди?

    Или это плевок в недавнее прошлое и выражение своего " "фи"  герою  тех лет Миттерану? Да, о прошлом можно фантазировать и заставлять нас думать, сопоставлять и делать открытия. И при этом сопереживать героям, эмоционально включаться. Так пишут Эко и Стивен Фрай, например. Но не Лоран Бине.

    Большая часть книги (сюжетная, событийная) написана нехудожественно,  вызывает или отвращение, или желание поскорее просмотреть  и приблизиться к концу.



    13
    131