Рецензия на книгу
Городок
Шарлотта Бронте
Selena_4515 июля 2015 г.Заслуживающий внимания роман о жизненном пути сильной женщины, внешне холодной Люси Сноу, внутри которой кипят пламенные страсти. Со свойственным ей мастерством Шарлотта Бронте описывает жизнь учительницы пансиона, подарив миру целую череду прекрасных женских образов. Невозможно не восхищаться меткостью, изяществом и юмором ее характеристик. Кроме вопроса о женском образовании, роман затрагивает тему противостояния католицизма и протестантства, трудности заработка на жизнь, независимости и тд. Интересный, глубокий, многогранный и увлекательный роман.
Любовь, рожденная лишь красотою, - не по моей части; я ее не понимаю; все это просто не касается до меня; но иная любовь, робко пробудившаяся к жизни после долгой дружбы, закаленная болью, сплавленная с чистой и прочной привязанностью, отчеканенная постоянством, подчинившаяся уму и его законам и достигнувшая безупречной полноты; Любовь, насмеявшаяся над быстрой и переменчивой Страстью, - такая любовь мне дорога; и я не могу оставаться безучастным свидетелем ни торжества ее, ни того, как ее попираютДальше одни эмоции. Кого не пугают "портянки" - милости прошу
Упала со стула, узнав, что "Городок " написан гораздо позже "Джен Эйр". По моим ощущениям это была ученическая работа, проба пера, поэтому я и посматривала снисходительно на недостатки: тяжеловесность стиля, избитость метафор (даже с учетом времени), мистическая истерия вроде провидение сказало мне то, в буре я увидела се, небольшая несвязанность сюжетных линий, легко угадываемые следы Джен и Рочестера и т.д. Зато я радовалась, думая какой это прекрасный учебный полигон. Я даже рецензию уже в голове составила с учетом моих соображений, а потом случайно посмотрела год создания и так и села. Не надо так. Нет, "Городок" неплохое произведение, просто негениальное, даже если сравнивать с той же Джен.
Но не буду долго причитать над обманутыми ожиданиями. Итак, мы прошли с Люси Сноу долгий путь. Сначала она жутко меня раздражала своей пассивностью, вялостью, закомплексованностью, потом мне стало ее жалко, а затем я прониклась к ней уважением и восхищением. Поразительное самообладание и хладнокровие. Сначала я думала, что это просто один из первых образов интроверта в литературе. Ну а что, бывает, вот захотелось описать женщину, не имеющую страстей. Как же, там такие страсти, что ого го: тоже платье или представление. Просто она умело их обуздывает. Конечно, для современного читателя многие ее поступки покажутся очень странными и даже неестественными, например, меня тоже все время подводило желание размахивать собственным уставом в чужом монастыре, мне все время приходилось напоминать себе, в какую эпоху происходят события. Люси - это дитя своей эпохи, сирота, человек, вынужденный самостоятельно пробиваться в жизни и осознающий, что высоко ей не подняться. Она совершенно приземленный человек: она безжалостно отсекает все мечты, порывы, страсти, предпочитая страдать в одиночестве, сохраняя собственное достоинство, чем поддаваться безумным и невозможным грезам. И вот пишу и понимаю, что это всего лишь часть айсберга. Люси Сноу - сложный и интереснейший персонаж. Остаться равнодушным точно невозможно. Но, к сожалению, я пишу не трактат по интерпретации образа, а потому идем дальше.
Мужчины. Ох уж эти мужчины. Я никогда не примирюсь с точкой зрения, что на мужчину надо восхищенно смотреть снизу вверх, поэтому рассуждения главной героини вроде " ах, постою рядом с мужчиной, авось поумнею" или " он не пишет мне, наверно, он занят, что же не буду напоминать о себе, ведь я не достойна его внимания" или " ну пусть покричит на меня, такой у него характер" Просто до нервного тика доводит! Я равна мужчине и точка. Больше всего я недоумевала над поступками Поля Манюэля. Сначала он благополучно крутился на заднем плане, а потом автор решила, что негоже главную героиню одну оставлять, мы же без мужчин некуда, вот и свела с первым попавшимся. Ведь ничто не предвещало. Задним числом, придумав книги и конфеты, автор как-то очень неубедительно запихнула любовную линию в самый конец. Лично я в нее так и не поверила. Он вообще был нужен, по моему скромному циничному мнению, чтобы оставить Люси школу. Так вот, о поступках. Больше всего меня шокировало, когда он обзывает ее кошечкой, кокеткой, в присутствии Грэма. Может это, конечно, по-русски только так ужасно звучит, но я была шокирована. Это вообще нормально? Или когда он уводит от " Клеопатры", смотреть какие-то глупые картинки а-ля идеальная жена.
Католицизм. О, эта тема католицизма. Мне подробно описали " почему католицизм это плохо" Хоть трактат пиши. Этому вопросу уделяется достаточно большое внимание. Видно, что Бронте это задевало за живое. Она защищала свою веру- протестантство. Я же осталась ко всему этому равнодушна. Зато мы получили замечательный образ отца Силаса - искусителя и лицемера.
Тема взросления. Чрезвычайно было интересно читать про пансион: как девушки росли, что чувствовали, как одевались, что изучали, на сто надеялись. Это лучшие страницы в романе. С каким мастерством и тонкостью выписывает Бронте женские портреты, остроумно подсмеиваясь над недостатками и преклоняясь перед достоинствами. Перед нами целая галерея: мадам Бек, мисс Фэншо, Полли, миссис Грэм и многие другие. Просто прекрасно.9119