Рецензия на книгу
Декамерон
Дж. Боккаччо
Danny_K5 июля 2015 г.…Людские желания не удовлетворяются никакими границами, а всегда стремятся далее…Столько раз мне советовали «Декамерон» Боккаччо, что я заранее была захвачена сладостным предвкушением и ожидала от него по меньшей мере многого. Открыв книгу и прочитав несколько абзацев, я осознала, что путешествие по страницам «Декамерона» будет долгим и медленным, как поездка верхом на хромой старой кляче. Предложения в «Декамероне» — это многоступенчатые лестницы, по которым разбросаны диковинные бусины — редко употребляемые, устаревшие слова. «Что за оказия? — подумала я и чуть пригорюнилась, но почти сразу же загорелась решимостью: — Будто какой-то слог меня напугает! Отнюдь, витиеватый и красивый стиль письма подчас может доставить такое удовольствие, кое испытывает кот, когда его нежно гладят по шёрстке».
«Декамерон» действительно погладил моё чувство прекрасного. Потому что первое, чем меня очаровало это произведение, — эстетизм.
В Европе свирепствует, умерщвляя едва ли не целые города, чума. Время лить слёзы и заранее оплакивать свою жизнь, которая может оборваться в любой момент. И именно тогда встречаются трое благородных юношей и семь дам с тем, чтобы провести десять дней в рассказах, услаждающих слух. Каждый день один человек из компании задаёт тему, и все они рассказывают по одной истории. Итого: десять дней они развлекаются таким образом, сказывая по десять историй в каждый из дней. Второе, что поражает меня в «Декамероне», — это филигранная выделка композиции.
Истории, рассказанные молодыми людьми, не связаны между собой, за исключением нескольких, объединённых общими героями. Каждую можно читать отдельно: не зря «Декамерон» считается сборником новелл. Третье, что мне безумно понравилось в «Декамероне», — это то, что он интересен как целиком, так и в частности. Совсем ленивый читатель может и вовсе открыть содержание, в котором присутствуют краткие описания сюжетов новелл, и выбрать себе что-то по вкусу, если уж желания или времени читать полностью «Декамерон» — толстый том с шестью стами с лишним страницами, на которых теснятся буквы, отпечатанные мелким шрифтом, — нет.
Боккаччо — искусный рассказчик: все новеллы интересны, развёрнуты, детальны. Конечно, особого психологизма в них не найти из-за особенностей литературной традиции той эпохи. Но каждая история имеет свою изюминку. А ещё стоит учесть, что большинство из них на самом деле не были придуманы Боккаччо: он использовал расхожие сюжеты, уже зачастую встречавшиеся — иногда даже не раз — в более ранней литературе. Но «Декамерон» отличает некоторая исключительность — большинство первоисточников либо вообще не известны в наше время, либо известны гораздо меньше, чем «Декамерон», — и даже иногда неожиданная интерпретация старых сюжетов. Это четвёртое, что восхитило меня при чтении.
Все новеллы «Декамерона» повествуют о людях: «о тех, кто после разных превратностей и сверх всякого ожидания достиг благополучной цели», «о тех, кто благодаря своей умелости добыл что-либо им сильно желаемое либо возвратил утраченное», «о тех, чья любовь имела несчастный исход», «о тех, кто, будучи задет каким-нибудь острым словом, отплатил за то, либо скорым ответом и находчивостью избежал урона, опасности или обиды», «о тех, которые совершили нечто щедрое или великодушное в делах любви либо в иных». И каждый персонаж чётко обрисован: Боккаччо даёт их характеристики напрямую, не увиливая и ничего не умалчивая, не оставляя кое-что между строк для искушённого читателя. И это не кажется навязчивым, наоборот, характеристика каждого героя метко бьёт в цель. Образы — это пятое, чем меня пленил «Декамерон».
Кроме того, главная тема, проходящая связующей нитью через все дни, лишь изредка огибая некоторые новеллы, — это любовь. Оттенки любви, отношение к ней, сопутствующие ей чувства показал Боккаччо. И каждая история — об изменах ли или о развлечениях монашек в монастыре — может толковаться по-разному в зависимости оттого, с точки зрения кого из героев смотреть на неё. Шестое, что меня порадовало в «Декамероне», — это неоднозначность.
Пожалуй, косвенно я уже намекнула кое-что на что также характерное для описываемого произведения. Большинство историй могут дать фору современному кинематографу с пометкой 16+ и эротическим рассказам. Но при этом все новеллы отличает поразительная невинность, возможная из-за использования подходящих слов, выдерживания стиля. Боккаччо выписывает прямо-таки — не побоюсь этого слова — пошлые истории, но делает это невообразимо аккуратно, не в лоб и грубо, но так, что всё более чем понятно. Умеренность и точность слова — это седьмое достоинство «Декамерона» .
Невзирая на наличие довольно печальных глав, всё равно для меня «Декамерон» останется самым потрясающим юмористическим произведением. Подчас новеллы кажутся удивительным, почти невозможными, неожиданными, даже смущающими, но при этом невероятно смешными! И при чтении каждой из них, невозможно усидеть на месте о радостного возбуждения: что же ещё придумает умелый мастер пера Боккаччо, чтобы читатель покачнулся на стуле, взорвался хохотом, от которого потом непременно заболят рёбра, и рухнул на пол, продолжая смеяться, уже уткнувшись лбом в ковёр и цепляясь за ворс пальцами?! Восьмое, что я могу отметить в «Декамероне», — это незамедлительное поднятие настроения.
Не могу не сказать, что есть вероятность возникновения при чтении подобных мыслей: «Я, может, не жил во времена Ренессанса, но меня не проведёшь! Быть такого не могло даже тогда!» Думается мне, если такая мысль посещает голову при чтении каждой новеллы и вызывает торжество, а сам текст — лёгкое раздражение оттого, что Боккаччо — такой он рассякой — врёт, то Вам попросту надо закрыть «Декамерон». Потому что, определённо, происходящее может быть реально, а может быть абсолютно выдумано, но Вы влюбитесь в «Декамерон», только если Вас перестанет это волновать, если перед Вашими глазами закружатся герои, защебечут голосами женщины и забасят мужчины, если любой сюжет идеально впишется в воображаемый итальянский город в Вашей голове. И я удивлюсь, если всё же найдётся множество людей, в которых стремление к идеальной реалистичности и раздражение на коварного выдумщика Боккаччо будут сильнее, чем способность к воображению, ведь, бесспорно, девятая прелесть «Декамерона» — потрясающе красочная, обстоятельно выделанная условная реальность.
По моим словам может сложиться неправильное впечатление, что описываемое произведение можно причислить исключительно к развлекательной литературе — прочитал, не вдумываясь, и тут же забыл, — пусть и написано оно вычурным, несколько пафосным слогом, однако, спешу Вас заверить, это не соответствует истине. Кроме всего прочего, из «Декамерона» можно почерпнуть много прелюбопытнейших, отнюдь не глупых мыслей. Десятая причина любить «Декамерон» — в нём каждый найдёт интересные высказывания, которые, несомненно, будут подходить к современной жизни настолько же, насколько были своевременны, когда жил Боккаччо.
Стоит Вам закрыть «Декамерон», и Вы, к своему искреннему удивлению, поймёте, что сто — это слишком мало.1090