Рецензия на книгу
Ледяной ветер Суоми
Николай Свечин
Аноним3 июня 2025 г.Я давно не воспринимаю книги Николая Свечина как детективы. Я вообще не знаю, как назвать этот жанр. Ну разве что историко-краеведческие детективы. Потому что всегда есть исторический экскурс, всегда есть живое описание городов, посещаемых Лыковым, и все это связано фигурой обаятельного героя, и в результате ощущение кратковременного путешествия во времени.
Где Лыков только не побывал за годы службы, вот теперь его путь – в Финляндию 1913 года. Завязка несложная – ушлый финляндец, сотрудник одного из российских банков дал деру на родину вместе с тремястами тысяч рублей, сумма немалая. И задача Лыкова – найти преступника, но главное найти деньги. А проблема в том, что официальные финские власти отнюдь не горят желанием сотрудничать с российскими властями, хотя и числятся подданными российской империи. Автор четко и по делу излагает нам всю историю наших взаимоотношений , показав, кто и когда наладил эти отношения, а кто и когда их угробил. Ну, Россия никогда не умела правильно выстраивать взаимоотношения с окраинами, откуда и имеем сейчас там самых непримиримых недругов. Так что единственный выход у Лыкова – опираться на личные взаимоотношения. И для Лыкова лично его давний приятель, начальник финской полиции, пойдет навстречу, а для России, как государства – ни за что и никогда.
Показателен эпизод – в процессе расследования находят тело того самого сбежавшего кассира, и записку, что деньги пойдут на святое дело освобождения Финляндии. И тут же два дружественно настроенных к Лыкову полицейских заявляют – нет, теперь это дело не уголовное, а политическое и помогать вам мы не будем.С трудом удалось убедить их, что дело скорее всего так и остается уголовным.
Попутно к расследованию привязываются и поиски шпиона в российском штабе, передающего сведения «финляндцам», и среди офицеров, с кем работает Лыков на заднем плане мелькает Александр Васильевич Колчак, в ту пору капитан второго ранга, лучший минный специалист на Балтике. Вот это ненавязчивое вплетение в рассказ реально существующих лиц создает налет документальности и «взаправдашности» рассказа. Как и использование специфических слов, я не зря несколько раз выделяла слов «финляндцы», не «финны», а именно «финляндцы» говорили в те годы.
40249