Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в десяти томах. Том 2

Иоганн Вольфганг фон Гёте

  • Аватар пользователя
    Аноним2 июня 2025 г.

    До счастья надо дорасти

    Признаюсь честно, читать сей труд
    Мне было откровенно невдомек,
    И множество метафор, отсылок и завязок
    Своим неведением я разгадать не смог

    Читала в переводе Пастернака, говорят, это прекрасный поэтический перевод сам по себе, который довольно жестко обошелся с оригиналом, поэтому как минимум меня ждет еще одно прочтение в другом переводе.
    Я не знаю, что в другой версии, но как можно было вот так подобрать слова и составить предложения – мама дорогая, это какое-то высшее искусство, трудно постижимое современным мозгом, привыкшем ко всему готовому.

    Здесь же приходилось останавливаться и перечитывать. В какой-то момент начала читать заново и вот почему: сижу у мастера по волосам с книгой на руках и начинаю рассказывать сюжет. И понимаю, что ничего рассказать не могу. Как во сне помню лишь отдельные слова и «понятные» строчки (в основном из сносок). Собрала фокус внимания в кулак, перечитала, и теперь мой парикмахер не помнит о чем Фауст. Возможно, она от меня в следующий раз откажется, ну да ладно.

    Что меня поразило/зацепило/заинтересовало/повеселило:

    1. Финал. Размышляла потом, почему все-таки попал в рай Фауст. В строках книги ответ звучал как то, что у того, кто к чему-то стремился всегда есть шанс – это первое. И это интересно, так как тех, кто никуда не стремился Данте не брал даже в Ад. Они чахли в Лимбе. И Рай, выходит, для них еще больше закрыт. А второе – за него любовь просила. Сколько ж страданий выпало на долю бедной Гретхен, но все равно она до последнего его ждала. За что ему это счастье, понятия не имею

    2. Собственно, чувства Маргариты. Именно то, как их описывает автор. Было очень ее жаль. Настолько эта влюбленность поиздевалась над ее гормональной системой, что противостоять ей она уже не смогла. И я помню свое такое состояние, кажется, что один день, один час с объектом страсти стоит всей жизни, и не только своей. Надеюсь, так меня больше никогда не накроет. Но очень хорошо вспомнила как это было. Абсолютно понимаю ее состояние. А потом это зашло так далеко, столько смертей, она просто сошла с ума. И психика, видимо, чтобы ее защитить продолжала держаться за сказку о любви.

    3. Читала я вслух и больше всего понравилось говорить за Мефистофеля. Автор наделил его искрометным токсичным чувством юмора и дьявольским обаянием. Все то, что так ценится в наше время, и чему стремятся подражать «герои современности». Что есть у него – это его честность, даже не с окружающими, сколько с самим собой. Его не мучают вопросы хороший он или плохой, он знает себя, он признает за собой и победы и поражения, и они для него часть большой игры. Это хороший пример как стоит воспринимать какие-то бизнес-проекты – инвестировать, прикладывать усилия, использовать маркетинг, продавать, заинтересовать покупателя. Потом учитывать его потребности и свои задачи и корректировать программу под него. А в конце проанализировать получившийся результат и идти дальше. Конечно, все неэтичные моменты стоит исключить. Ну это я так, на всякий случай. А то некоторые истории периодически происходят в нашей жизни.

    4. Очень позабавил рэп-батл хористок Елены и Форкиады. Перепалка в духе «твоя мама такая жирная, что…» добавила изюминки. А говорят, Пушкин и рэп не совместим, а что вы скажете про Елену прекрасную, а? А?

    5. Отношение к красоте и уродству. Фауст и многие другие влекомы красотой, но она несет такой тревожный и печальный характер. Беды, войны, страдания, смерти, несвобода, зло там, где красота. И все веселье и позитив – там, где каждый может быть страшным собой. Там столько принятия себя и других, даже обзываются они как-то необидно, как будто по-доброму друг к другу. И в этом раскрепощении столько свободы. Скорее всего, здесь прослеживается мой личный фокус про отношение к своему телу. Интересно, как это восприняли другие умы.

    6. И вот цитаты, которые мой мозг выделил, как актуальные:


    «Кто не сбивался, не придет к уму»

    - действуйте, делайте, творите. Не в книгах ум, а в практике. 20% теории, 80% практики – только так это и работает.
    Извечный вопрос


    «Душа и тело слиты нераздельно,
    Так отчего же тесный их союз
    Не оградил их от вражды смертельной»

    - ну как красиво же представлена метафора внутреннего конфликта. Эту цитату прям можно на кабинеты психотерапевтов/психологов/коучей вешать.


    «Кто собой не состоянье властвовать,
    Тот властвовать желает над соседями»

    - пример нежелания посмотреть вглубь себя, а попытка компенсировать собственную недостаточность.
    А вот о тех, кто вечно ищет мотивацию снаружи «Тебе, чтоб веровать в успех, Все нужно новую приманку».


    «Нет мысли мало-мальской, которую б не знали до тебя»

    - нет в голове правды. Все уже давным-давно обдумано, известно и записано.


    «Я думал вызвать вас на подвиг новый,
    Но, хоть осыпь вас золотым дождем,
    Вы остаетесь прежними во всем
    С неисправимою старою основой»

    - люди не меняются, хоть осыпай, хоть не осыпай.


    «Хочет носиться по воздуху – и боится головокружения»

    - метафора-сестра фразы волков бояться в лес не ходить.


    «Им не понять, как детям малым,
    Что счастье не влетает в рот.
    Я б философский камень дал им.
    Философа недостает»

    - выйти из закольцованных мыслей, создать новую основу, найти мотивацию внутри – мне кажется, это тот путь, который все чаще начинают выбирать осознанные люди, и это здорово. Парадоксально, теперь становится понятно, о чем сам черт говорил. До счастья надо дорасти. До счастья надо дострадать.

    На книжную тему:


    «К чему писать большие книги,
    Когда их некому читать?
    Теперешние прощелыги
    Умеют только отрицать»

    И тд и тп

    Не знаю как вы, а я получила удовольствие, перепечатывая эти цитаты и вновь смакуя их музыку и изгибы.
    Конечно, я хорошо понимаю, что мало что поняла, что множество смыслов осталось для меня нераскрыты. Я точно не тот человек пока что, который может оценить произведение во всей красе. Я как ребенок на представлении воздушных гимнастов, который периодически закрывал глаза на страшных моментов и выходил в туалет из-за маленького мочевого пузыря, пропуская целые номера, а потом пытаясь понять, что происходит.

    Ну и что, если мне все равно понравилось))

    Содержит спойлеры
    6
    154