Рецензия на книгу
Доводы рассудка
Джейн Остен
Miryoore2 июня 2025 г.Доводы моего воспалившегося мозга
Как это часто бывает, взялась я за книгу не от великого интереса, а от скуки. Имя Джейн Остин на слуху — куда уж без её «Гордости и предубеждения», где танцы, чаепития и благородные томные взгляды растянулись на добрую сотню страниц. Но, видно, не зря эта книга стоит особняком: в «Доводах рассудка» уныние приняло форму литературы и решительно отправилось мне навстречу.
Сюжет крутится вокруг Энн Эллиот — барышни с тонкой душевной организацией и отсутствием жизненной радости. Её батюшка — типичный прожигатель средств, а потому семейство вынуждено съехать из родового гнезда и сдать его в аренду. Энн, между прочим, восемь лет назад влюбилась в капитана Уэнтуорта, но тут вмешались те самые доводы рассудка, и свадьбы не случилось. Спустя годы судьба снова сводит их, и начинается… нет, не роман, не драма — а череда бесконечных визитов, чаепитий, прогулок и обсуждений родственников, жалованья и того, кто кому сколько лет.
Если бы можно было выписать очки скуки за каждый абзац, повествование бы сгорело дотла. Я честно пыталась найти в книге светлые стороны. Может, перевод? Может, ретроградный меркурий так повлиял на мое восприятие? А может, я просто не целевая аудитория для выверенной тоски, запечатлённой на бумаге. Текст спотыкается о каждое второе слово: архаизмы, сложные синтаксические конструкции, речевые обороты, от которых веет духотой. Чего только стоят бесячие, повторяющиеся из предложения в предложение: дабы, ибо, абы, бубубубу. Читала — и ловила себя на ощущении, будто рядом кто-то медленно, тягуче рассказывает о погоде прошлого вторника.
Пик драмы — несчастный случай, когда одна из героинь падает на камни. Призрачная надежда на оживление сюжета промелькнула и исчезла, оставив после себя ещё больше визитов, ещё больше чаев и ещё больше дальних родственников.
Удручает любовная линия, которая ну уж слишком нелепа. Восемь лет молчания, и вот они снова рядом, но ведут себя как двое подростков: покраснел — отвернулся, взглянул — сбежал. Вся их «страсть» выражается в паре украдкой брошенных взглядов. Открытый диалог? Эмоциональный всплеск? Ага, размечтались. На фоне этого их воссоединение в финале кажется не романтической кульминацией, а скорее результатом авторского произвола.
Особенно выбесила попытка авторши слепить из Энн такую ангельскую мадонну с непоколебимой нравственностью, духом и терпением. Очевидно, Остин хотела вылепить героиню, достойную восхищения: вот она — добрая, самоотверженная, преданная, умеющая прощать, страдать молча по бывшему (не хватает только нимба над головой). Но в итоге получилась типичная картонка викторианской эпохи — мораль в чистом виде, без души и без жизни. Остин пыталась скопипостить у себя же Элизабет Беннет, но получилась ее демоверсия с алиэкспресс. Ой, простите — с Киллинч-холла. Ни дерзости, ни иронии, ни внутреннего огня.
Про её кавалера — капитана Уэнтуорта — вообще говорить не хочется. Тут у нас такая унылая версия мистера Дарси 2.0, что хочется плакать (от истерики): всё то же молчаливое напряжение, только без харизмы. Фредерик настолько блеклый и никакой в своем существовании, что я до последнего не могла понять, а зачем он, собственно, нужен? За что его любить? За молчание? За то, что он умеет смотреть из угла комнаты? Даже тот самый "плохиш" с намёками на двусмысленность вызывал больше интереса, чем этот капитан-без-эмоций.
Что до морали... Её будто пытались втиснуть, натягивая на всё происходящее одну-единственную мысль: «никогда не поздно». Увы, когда эта мысль выражена через часовые хождения туда-сюда и молчаливые страдания, верится в неё с трудом. Если бы хоть немного живописности — природы, атмосферы, чего угодно, — было бы легче погрузиться. Но даже окружающий мир, похоже, так же утомлён, как и сама Энн.
В итоге — ни уму, ни сердцу. Только доводы моего рассудка, которому теперь понадобится консультация психолога.477