Рецензия на книгу
The Croning
Laird Barron
Аноним2 июня 2025 г.Семейная жизнь культистов
Нашёл книгу, просматривая серию «Мастера ужасов» на предмет чего-нибудь бюджетного и компактного. На сайте ЧГ оставался последний (или около того) экземпляр, а поскольку о Барроне я уже слышал от человека, в хорроре шарящего, решил приобщиться. Слышал, само собой, хорошее.
Начну с самого начала – с аннотации. Я ей немного обманулся. Всё вроде бы верно, но информация о сюжете подана не в том порядке, как в романе, из-за чего формируются ложные ожидания. Ждёшь долгой раскачки с постепенным нагнетанием атмосферы и последующими флешбеками. На деле же тайны далёкого прошлого щедро вываливают ещё в прологе, а их влияние на настоящее считывается моментально. Флешбеков много, но сама интрига как будто могла быть закрученнее. Впрочем, вполне возможно, что «Инициация» упирает на другое.
И да, блёрб от «Publishers Weekly» на заднике не байт – космический хоррор как он есть, пусть даже и почти без космоса. Почти. С обложкой похожая история: с сюжетом соотносится, но... я надеюсь, никому здесь не пришло на ум слово «хентай». Это вам не это, знаете ли.
А так хотелось, угу…
В первую очередь, «Инициация» – книга для чтения. Хороший, красивый язык, подпорченный несколькими опечатками и парой предложений, слившихся в пару слов. А ещё сложные витиеватые конструкции… а ещё «он испытал чувство дезориентации». Моё естественное состояние, кстати. Всё, что касается окружения, прописано очень достойно. Средневековый замок, пещеры, старый особняк, лес, неблагополучный район где-то в Мексике – читаешь и думаешь: «Блин, даже здешний воздух, походу, ядовит. Не хочу туда. На кой чёрт вообще туда ехать?». Это показатель, я считаю.
Отмечу и странности в «средневековом» прологе, и нет, я не про замену имён всякими Королевами, Шпионами, это как раз стильно (я плох в запоминании имён). Просто в Средние Века, если это действительно они, были очень крепкие сословные барьеры, в свете чего история замужества Королевы выглядит совсем уж сказочной, как и образованность Шпиона. Либо я чего-то не понял, либо автор на что-то подзабил. Например, на реалистичность. Вообще, пролог больше отдаёт не реальным Средневековьем, а сказкой для взрослых: если женщина, то доступная, если придворный или богач, то извращенец. Не то чтобы недостаток для ужастика, но вера в описываемое слегка пошатывается. Слегка, потому что власть и богатство действительно развращают.
Юмор в книге, неожиданно, имеется. Не «Автостопом по галактике», конечно, но иной раз да заставляет улыбнуться. Мирные сцены очень убаюкивают, и если не держать в голове, что читаешь ужасы, смены настроения могут застать врасплох.
Тут мы подходим к особенности, которую легко отнести к недостатку – и её к таковым относят. И, наверное, обоснованно. В течение первых двух третей книги автор очень, ну прямо очень часто и надолго уходит от основной темы. Приличная часть романа не о злоключениях Дональда Мельника или проблесках Древнего Зла, а о каких-то родственниках, друзьях родственников, знакомых друзей родственников – и многие из них имеют весьма опосредованное отношение к сюжету. Я не назвал это недостатком, потому как написано всё это дело по-прежнему неплохо (кроме огромных неправдоподобных монологов), но факт остаётся фактом. Заказывали котлеты, принесли суп. Вкусный, но суп.
Не сказать, что в «Инициации» мало ужасов, но распределены они своеобразно. Некоторые читатели отзывались так: «20% годноты – 60% воды – 20% годноты». Я бы расписал так: «25% многообещающей затравки – 40% воспоминаний и бэкграунда – 35% лавкрафтианского хоррора». Но и спорные 40-60% не «вода», как может показаться, а способ сделать историю одного человека масштабной.
Сюжет «Инициации» – это практически лавкрафтовская повесть, осовремененная и расширенная до романа. Есть древний культ кого-то ОЧЕНЬ древнего, родословные «с подвохом» и шпионские игры в диапазоне от «рылся в кабинете жены» до «допрос пьяного бати агентами спецслужб». Когда всё это выстраивается в единую картину, половина «воды» в сюжете превращается в «вино». Точнее, в фантазию на тему, каким бы был культ неописуемого чудовища, рассказывай о нём не старомодный литературный мизантроп, а современный антропоцентрист с поистине кинговской тягой к фансервису – такого обилия названий фирм, музыкальных групп и марок алкоголя я не видел со времён «Коробки в форме сердца» Джо Хилла. Нечто подобное сделал Лэнган в «Рыбаке», только вместо волшебных поединков, депрессии и рыболюдей у Баррона старость, алко- и наркотрипы и страх перед женой.Вкрапления эротики, кстати, вообще ничего не портят. Они как медсёстры из «Сайлент-Хилла». Мне понравилось. )
Вне зависимости от совершённого на распутье выбора, счастливый конец в такой истории – условность. Выбор в пользу «добра» – ад для добряка, в пользу «зла» – таблетка обезболивающего, не спасающая от мук совести за чужой ад. А глобально ничего не изменится. И это действительно пугает. После финала «Инициации» появляются вопросы, но в хорошем смысле: не в духе «что это было?», а «что теперь будет с главным героем? был ли выбор правильным? имел ли он вообще значение?».
«Инициация» – красивый и в некотором смысле «умный» хоррор. Неудобство лишь в структуре повествования – легко запутаться. Ну а то, что после бодрого начала кто-то настраивается на такое же энергичное продолжение, а не на долгую экспозицию… Мне нормально. Некоторым историям на пользу неторопливость.
1113