Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Аут

Нацуо Кирино

  • Аватар пользователя
    setsunai1 июня 2025 г.

    где же находится человеческий предел?


    «хочу домой». мысль пришла в голову сама собой, вместе с запахом. масако не знала, в какой именно дом ей хотелось бы вернуться, но определенно не в тот, который она только что оставила.»с первых строк автор сталкивает читателя с атмосферой одиночества, потерянности и отрешенности от мира. именно эти ощущения будут преследовать одну из главных героинь на протяжении всего романа.

    масако катори – женщина средних лет, проработав всю свою жизнь в кредитном бюро и попав под сокращение, остается вынужденно работать в ночные смены на фабрике по производству готовых обедов. она умная, хитрая, расчетливая, отзывчивая к чужим проблемам. ее, безусловно, можно назвать хорошим другом.

    масако на протяжении всего романа демонстрирует читателю образ женщины, которая теряет себя и смысл своей жизни в условиях, в которые ее поставила жизнь: она терпит совершенно каторжную работу, живет с мужем и сыном, которые игнорируют ее существование, не имеет подруг, с которыми она могла бы поделиться тем, что у нее на душе.

    если в начале книги женщина чувствует себя потерянной в своем одиночестве, то ближе к середине она чувствует в ощущении, что она может положиться только на себя, твердость и надежность. она обретает это чувство, когда становится соучастницей убийства кэндзи ямамото, мужа яои, ее приятельницы с работы.


    «дело в том, что человек не знает своих пределов, не знает, на что способен, пока не убьет кого-то. с этим не может сравниться ничто. это – настоящая мера.»
    яои ямамото – та, кто убивает собственного мужа. она является той, кто закладывает путь насилия, на который масако катори ступает. она и сама не понимает, почему берет на себя заботы сокрытия преступления, почему становится соучастницей и это то, что в полной мере показывает ее потерянность. отличие яои и масако заключается в том, что первая, убив своего мужа, наконец обретает желанную свободу, а катори так и остается в рамках, которые сдерживают ее – она несвободна.

    темы свободы и одиночества касаются не только масако катори и яои ямамото.
    например, йоси адзума, женщина, обязанная ухаживать за лежачей старухой, работать в ночную смену и воспитывать дочь, застревает в рутине, из-за которой она лишается самого главного – возможности полноценно жить, жить для себя. йоси – та, от кого зависят многие. она становится хозяйкой не только дома, где содержит двоих людей, которые являются для нее тяжелой ношей, но и на работе, на которой ее избрали негласным руководителем процесса работы и даже дали ей прозвище, соответствующее ее роли – «шкипер». адзума увядает в этой клетке из обязанностей, в которой нет никого, кто мог бы помочь ей с ними, поэтому она одинока.

    ее полная противоположность кунико дзэноути так же несвободна и одинока. женщина погрязла в ненависти к себе и зависти жизни окружающих. она понимает, что не обладает достаточными данными, чтобы устроиться на любую работу. например, в первой части произведения ей отказывают в трудоустройстве на вакансию хостеса из-за несоответствующей внешности и возраста. в попытке скрыть свои «изъяны» кунико тонет в зависимости от брендов, которые могут создать иллюзию ее значимости. и в погоне за этой красивой богатой жизнью, в которой она чувствует себя «на высоте», она увязает в бесчисленных кредитах, с которыми не может справиться из-за низкой заработной платы на фабрике. дзэноути по-настоящему одинока, потому что из-за зависти к безбедной, как ей кажется, жизни других и постоянных сравнениях себя с другими она не может выстроить с кем-то крепкие и искренние отношения.

    « – с тобой что-то не в порядке, – сказала она. – в тебе что-то сломалось.

    – конечно, – ответил он. – так же, как и в тебе. Я понял сразу, едва увидел тебя в первый раз.»
    среди всех героев романа лишь в одном масако находит понимание ее одиночества – сатакэ мицуёси.
    это герой, руки которого изначально испачканы кровью. став в юном возрасте частью банды члена семьи якудза, он совершает преступление, на котором формируются его понимание свободы и одиночества. сатакэ, одновременно насилуя и мучая девушку, ставшей его жертвой, чувствовал наслаждение от слияние с ней воедино. он любил. его способ любить изначально был ненормальным, и из-за этого он был обречен на одиночество. но масако понимает его любовь. она способна разделить с ним одиночество, испепелив его, потому что она, как и он, зашла слишком далеко в поисках своей «меры».

    если сатакэ находил свою свободу в чувствах, испытываемых наедине со своей первой жертвой и масако, то катори так и осталась в поисках своей собственной свободы, не навязанной чужим пониманием.

    «если за тобой закрылась одна дверь, не остается ничего другого, как найти и открыть другую.»
    в этом романе также раскрывается тема материальной обеспеченности. деньги – то, что толкает героев на убийства и соучастие, а именно сокрытие тел убитых. все герои находятся в погоне за деньгами. для сатакэ и дзюмондзи нужда в деньгах вызвана желанием наживы. для кунико, яои, йоси, которые находятся в бедственном материальном положении, деньги- то, что может помочь им выбраться из ямы. для масако, которая и не страдает от недостатка денег, они – ее возможность высвободиться из тисков жизни, в которых она застряла.

    мне понравился этот роман. читается на одном дыхании и при желании его можно осилить за пару дней. особенно меня подкупило то, как автор раскрывает персонажей, даже если это развитие не в лучшую сторону. Также мне понравилось, что писательница затронула актуальные для меня темы: одиночество, поиск себя и свобода.
    6
    153