Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тошнота

Сартр Ж.П.

  • Аватар пользователя
    Аноним1 июня 2025 г.

    Диагноз: вялотекущая шизофрения

    Жанр: реализм, философия, психология, абсурдизм

    — ПРЕДЫСТОРИЯ —

    Эту книгу я заметила в руках одного из персонажей сериала Skins — Тони Стонема ещё в 2018 году и уже тогда загорелась прочесть, но все никак не удавалось, и вот спустя 7 лет наконец я ее прочувствовала полностью. Да-да! Это не для красивого словца сказано. У меня самой психиатром диагностировано биполярное расстройство 2 типа, так что многое, если не все, в этой книге мне было понятно. Читала я ее налегке, быстро, залпом охватывая по 40-50 страниц. Я бы и сама персонажу Тошноты поставила диагноз, и не депрессию, как многие тут пишут, а именно вялотекущую шизофрению. Но обо всем по порядку.

    СЮЖЕТ

    Антуану Рокантену, главному герою Тошноты, от чьего лица ведется все повествование, 30 лет, он не работает, потому что получает доход с ренты — 14400 франков (около 15 миллионов на рубли, как мне подсказала нейросеть), он одинок, пишет книгу о маркизе де Рольбоне — человеке, участвовавшему в покушении на Павла 1 при царской России. Мне, к слову, было приятно видеть многочисленные упоминания России и интерес француза к ней, этот интерес был живой и искренний.

    Так вот, Антуан в прошлом много странствовал по миру, привез всякие открытки, чем заинтересовал другого персонажа — Самоучку, который восхищался и вдохновлялся Антуаном, ведь Самоучка сам не может путешествовать, пока не прочтет все желанные книги (у него есть забавная привычка читать по алфавиту — сначала авторов с фамилией на «А», потом на «Б» и так далее). На этой почве одиночка Антуан и самозабвенный Самоучка часто видятся и Антуан даже не чурается пригласить того к себе в гости.

    Однако, Антуан раздражается, когда Самоучка восхищается его «приключениями» — для самого Антуана это мертвое прошлое, которое осталось лишь в воспоминаниях, и то — память все выцветает с каждым днем, тускнеет и отдает фальшью. Он приходит к мысли, что он никогда не путешествовал, что да, есть свидетельства поездок в виде открыток, но ярких эмоций и буйства прошлого — нет. Такие «приступы» безысходности, меланхолии (первоначальное название романа, кстати), уныния одолевают его не впервые, вследствие чего он и начинает писать дневник — чтобы отследить свои чувства и ощущения, задокументировать их. Все повествование — его дневник.

    Однако, вместе с дневником он пишет книгу — маркиз де Рольбон мертв, и Антуан таким образом пытается «вызвать» его к жизни, когда анализирует его жизнь и поступки, и «упокоить» свое существование, которое его так тяготит: все чаще он зацикливается на Вещах (как писал Ницше: смотрю в пустоту и пустота вдруг начинает глядеть на меня), все кажется ему бессмысленным, люди раздражают своей ограниченностью и одинаковыми жизненными сценариями — вырос, работаешь, завел семью, родил детей, играешь в крокет с пенсионерами по выходным в Люксембургском саду и отправляешься на покой.

    Антуан часто гуляет в одиночестве, старается то наблюдать за обществом, то быть в самой его гуще, но при этом никак с ним не связываться, либо вовсе — остаться одному. Одиночество начинает его пожирать, в результате чего он ходит в кафе отвлечься, переспать с хозяйкой (чисто физиологическая потребность, там нет чувств и эмоций), выпить и послушать его любимую пластинку с Негритянкой (я не расист, цитата из текста), ходит в картинную галерею, где критикует всех: и посетителей, и портреты, и художников, их написавших, и смотрителей выставки. Ходит в библиотеку, но работа над книгой в конце концов стопорится, он бросает свои исследования. Книга сугубо историческая, не роман. Почему он бросает? Потому что так, как он видит Маркиза — ложно, он никогда не проникнет к человеку в голову, никогда не сможет быть максимально объективным и честным, ведь он восхищается этой личностью. Для Антуана это знак творческого самоубийства.

    Хоть Антуан повсюду ходит один, у него все-таки есть романтическая и интеллектуальная привязанность — Анни, его бывшая, которая его бросила. Он периодически о ней вспоминает с теплотой, жаждет с ней встречи — она присылает письмо, где просит свидеться. Конечно, он соглашается, и теперь весь смысл его жизни — в ожидании этого дня, когда они снова столкнуться.

    Но прежде Самоучка приглашает Антуана на обед в ресторан за свой счет — в благодарность за открытки, которые главный герой ему безвозмездно подарил. Антуан спрашивает его о слухах, которые главный библиотекарь говорил по отношению к Самоучке, но тот отнекивается и переводит тему. Этот момент важный, запомните.

    В результате беседы и обеда Антуан расходится во взглядах с Самоучкой (последний гуманист, а Антуан презирает общество, считает, что жить надо для себя и для своих удовольствий), диалог вызывает очередной приступ Тошноты — расходство взглядов личности с теми, что приняты в обществе — вызывают диссонанс и неприятие, следовательно, себя = замкнутый круг).

    Антуана прямо-таки кроет в парке, куда он приезжает на трамвае после ресторана, и целые сутки после «прихода» (назовем это так) он без сил. Вскоре происходит долгожданная встреча с Анни, на которую Антуан возлагал большие надежды; но увы — она его разочаровала (и встреча, и Анни). Хоть они с Анни и выглядят как родственные души, она глуха к нему (лютый редфлаг на самом деле, абьюзерша), и он поддается ей. Антуан уходит ни с чем, он сильно раздосадован и опустошен. Кстати, у Анни есть прототип в реальной жизни — Симона де Бовуар, а сам Антуан, как вы поняли, и есть Сартр. Я прочитала, что Сартр в итоге стал гуманистом после 2 мировой, так что взгляды Самоучки — это те взгляды, с которыми он сам внутри боролся и не мог принять, индивидуалист в его душе побеждал. И проиграл.

    (Небольшое отступление) у Сартра с Бовуар были необычные отношения, они могли не видеться по 3-4 года и сходиться как ни в чем не бывало, этакие духовные любовники, Сартр даже не общался с другими мужчинами, потому что интеллектуально его удовлетворяла Симона. Хотя он делал ей предложение, она его отвергла, зато жутко ревновала, когда Сартр сделал предложение другой и действительно заключил брак. Оба были гигантами философии, размышляли о высоких материях, но совершенно не мыслили в бытовом плане. Иронично (и лично меня это тронуло), что при жизни они старались никогда не спать в одной кровати, и если встречались, то спали на разных этажах гостиницы. Сначала умер Сартр, потом ушла и Симона — и похоронили их вместе, рядом. Наверное, чтоб они наконец заснули вместе…

    Так вот, вернёмся к сюжету. Антуан решает уехать из Бувиля в Париж, но перед этим прощается и с городом, и с людьми в нем. Он бежит от себя, бежит от проблем — при этом, наложить на себя руки у него «не хватит духу» (цитата). Заходит в библиотеку, где наблюдает сцену: Самоучка льнет к подросткам, домогается их, и за всем этим следит главный библиотекарь-корсиканец, который взъярившись, ударяет кулаком по лицу. Завязывается стычка, Антуан защищает приятеля, потому что чувствует себя виноватым за тот уход из ресторана. Догоняет Самоучку, предлагает свою помощь, но тот отказывается и просит оставить его в покое. Антуан в последний раз перед отъездом в Париж заходит в кафе, слушает в последний раз пластинку с Негритянкой и тут до него доходит: он хочет оставить свой след на земле для себя, чтоб так возвращаться в прошлое и переживать мгновение заново. Теперь у него есть смысл жизни (он был и до того, просто побледнел и исчез): написать книгу, где он опишет все свои эмоции и чувства, как он это проживал и испытывал.

    Повествование циклично: в результате поисков, сомнений и размышлений и появляется эта книга.

    МНЕНИЕ

    Сначала я хотела поставить 9/10, меня раздражали «яканья» в некоторых местах, а, вернее, их обилие. Но это дневник, а такому типу повествования это простительно. Была занудность, прям тягостная и гнетущая, но все оправдывается концом. Конец изменил все.

    Конец все мне объяснил, а главное, он вдохновил меня писать свое. Это сильно. Я с удовольствием читала с самого начала, а отличие от других рецензентов здесь, утверждающих, что слишком депрессивно и уныло, для меня было все увлекательно и понятно. Может, потому что я сама множество раз переживала подобные состояния (все-таки диагностированное биполярное расстройство дает о себе знать), я читала будто свой годовой давности дневник, который взяли да издали без моего ведома. Вот только я сейчас на терапии и многие мысли для меня — прошлый этап, личность идёт вперед, личность развивается, а не застревает на месте.

    Я на самом деле долго откладывала эту книгу, все думала, что она меня погрузит в унылое состояние, из которого я выбираюсь благодаря препаратам, но нет — после завершения на душе лёгкость, теплота и благодарность. Наверное, эту книгу способны понять и оценить по—достоинству те, кто сам проходил через подобное. Через кризисы, попытки с**цида, психические расстройства и так далее. Я не читала эту книгу, я будто вспоминала: вспоминала себя, своих Анни, своих Самоучек, свои исследования, свои кафе и приключения.

    Были моменты, где я откровенно напрягала мозг из-за философских размышлений — читала чуть медленнее, чем обычно — это сцены после обеда с Самоучкой, сцена, где Антуан читал заметку с насильником одной девочки и бежал вдоль бульвара (?). Например, я поняла, что теория большого взрыва — полная чушь в том смысле, что из НИЧЕГО не могло появиться ЧТО-ТО, небытия не существует по определению. Энергия уплотнилась настолько, что стала материей. Материя недолговечна, она имеет свой срок жизни. Когда подходит ее конец, она снова превращается в Энергию, и так по кругу, все циклично. Жизнь — это точка на большой окружности, а не прямая линия. Земной шар круглый, а раньше считали, что земля плоская. Со временем также. Мы не можем понять разумом бесконечность и бескрайность вселенной, потому что у нас самих есть срок жизни. Смертные существа никогда не поймут природу бессмертия, но можно хотя бы попытаться приблизиться к знанию интуицией и духом. Мы — каждый из нас — это одновременно и мы сами, и наш друг, и наш враг, и дерево, и медуза, и озеро — это понимание и есть гармония. Мы существуем сразу везде и всюду, дух бессмертен, и как раз по этой причине можно понять концепцию зарождения и суть вселенной. Мы можем сами своими действиями зарождать все новые и новые вселенные, и мы никогда не узнаем об их существовании, также, как и кто-то создал нашу, и он понятия не имеет, что сотворил. Это то, что я долго не могла облечь в слова, но что хотела сказать очень и очень долго, и я счастлива, что для меня это ясно, и ясно благодаря Сартру, ведь он навел меня на эти мысли, которые я не могла нащупать и сформулировать долгое время.

    В результате мне действительно стала понятнее жизнь, а понимание значит знание, знание значит легкость.

    Теперь о диагнозе, как я и обещала в начале отзыва:

    Многие писали в отзывах, что напоминает поведение Антуана депрессию. Нет, это совершенно не так. Либо эти люди говорят единственный диагноз, который знают, либо вообще не имеют понятия, о чем речь. Теперь обо всем по порядку. ВНИМАНИЕ: я не ставлю диагноз Сартру! Я попробую поставить лишь ЕГО ПЕРСОНАЖУ! Это важно! Потому что текст и автор = разные вещи!

    Симптомы Антуана:

    • Социальная изоляция, отчужденность
    • Диперсонализация (он смотрит на руку как на отдельное существо, а не часть его тела)
    • Дереализация (ощущение, что мир нереален, что он — картонный домик, готовый развалиться в любой момент)
    • Пассивность (что в диалоге с Анни, что с Самоучкой и в целом)
    • Отсутствие интереса к окружающему миру
    • Невозможность ощутить удовлетворение/неудовлетворение (он холоден внутри, ему все равно)
    • Путаница в сознании, нечеткость мышления (буквально его приходы, которые я упоминала выше)
    • Апатия (ничего не хочет делать, даже то, что хотел — передумал)

      При этом, у него точно НЕ диссоциативное расстройство личности — нет провалов в памяти, он просто не чувствует себя в прошлом, не ассоциирует себя с ним.

      Это НЕ депрессия, так как в тяжелой стадии он бы не поднимался с койки и ходил под себя, а в средней/легкой стадии не может быть дереализации и деперсонализации. При этом он общается с людьми, проверяет их словно на прочность, они для него куклы, выполняющие функции, то есть он то тянется к обществу, то бежит от него. Нет у него и отсутствия аппетита, и чувства вины, и низкой самооценки (самооценка там как раз ого-го какая высокая).

      Это НЕ биполярное расстройство, нет четко выраженных маний/гипоманий и депрессий. Все довольно однородно.

      Однако, как диагноза «вялотекущая шизофрения» в международной МКБ нет, только шизотипическое расстройство личности. Если бы ему поставили, он бы вовремя начал терапию и не пришлось бы так страдать :) и хорошо, что персонаж начал вести дневник, так проще следить за ходом болезни. А у него эта меланхолия без корректировки повторится, и, хуже того, будет прогрессировать, потому что конец романа открытый и он может забросить даже новый роман. А что потом? Очередной дневник? А не вызовет ли это очередной стресс, и, следовательно, кризис? То-то же.

      И помните: нет здоровых, есть недообследованные ;)

      Цитаты:


    «Ибо право всегда оборотная сторона долга»
    «Быть среди людей и все равно чувствовать себя одиноким означает быть на поверхности одиночества»
    «Три часа — это всегда слишком поздно или слишком рано для всего, что ты собираешься делать, странное время дня»
    «Холодное солнце выбелило пыль на оконных стеклах»
    «Люди, общающиеся с другими людьми, привыкают видеть себя глазами своих друзей»
    «Они играют в карты, просто чтобы заполнить время. Но время слишком емкое, его не заполнишь. Что в него ни опустишь, все размягчается и растягивается»
    «Что-то начинается, чтобы прийти к концу: приключение не терпит длительности; его смысл — в его гибели. К этой гибели, которая, быть может, станет и моей, меня влечет неотвратимо. И кажется, что каждое мгновение наступает лишь затем, чтобы потянуть за собой те, что следуют за ним»

    Мой тг канал, где я рассказываю о биполярном расстройстве и писательстве своей книги: Экстраверсия смерти

    Буду благодарна подписке ^__^

    Содержит спойлеры
    11
    466