Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

What I Loved

Siri Hustvedt

  • Аватар пользователя
    Аноним31 мая 2025 г.

    Жизнь свела талантливого восходящего художника Билла Векслера с писателем-искусствоведом Лео Герцбергом, поселила в одном доме и заставила развиваться их судьбы неразрывно друг от друга. Их сыновья - сверстники Марк и Метью, стали названными братьями даже при всей своей несхожести: первый страдал гиперактивностью и не имел особых способностей, в второй рос задумчивым, послушным и восприимчивым к миру недурным творцом. Но рок забрал Метью в возрасте одиннадцати лет волею несчастного случая. Это, естественно, выбило почву из-под ног горячо любящих его родителей, и Лео развелся с Эрикой.  Все это время семьи окружены взаимной поддержкой, и Лео сближается с Марком. Но вскоре начинает открываться, что Марк лжёт при любой возможности, даже если в этом нет необходимости. Он связывается с разными людьми, почти все из которых подходят под описание «оторви и выкинь», пропадает ночами, крадёт деньги и употребляет запрещенку. Один из друзей - Тедди Джайлз - оказывается перформансистом, работы которого пропитаны одним лишь насилием без дополнительного контекста. О нём ходят ужасающие слухи, но Марк отмахивается тем, что это образ для шумихи.   А так ли это?
    Несмотря на медленную раскачку сюжета, пропитанного размышлениями героев и массой отсылок к художественным произведениям, психиатрическим случаям, он не заставляет скучать. Тернии судеб героев не кажутся натянутыми, я верю их чувствам, мыслям, побуждениям, и это вполне сошло бы за историю на реальных событиях. Очень цепляет эта крепость дружеских и романтических  отношений.
    Мне так жаль, что старания и забота, которыми окружали сына Билл и Вайолет, не обвенчались успехом. Но порой человек просто несовместим с окружающими его воспитателями, и на это нельзя повлиять. На их месте я бы чувствовала себя просто чудовищно виновато, но ведь здесь не угадаешь. Марк хоть и вызывает отнюдь не позитивные эмоции своими поступками, но так хочется взять его за лицо, развернуть глазами к себе, и спросить, почему он такой.
    Очень хотелось бы увидеть этот сюжет в экранизации, соотнести представления творениях Билла и об их живых двойниках.
    Буду долго возвращаться в цитаты.



    Но за право быть лучшим надо платить, и цену Билл знал твердо. Ему бы в голову не пришло осуждать других за вялую нерешительность, душевную слабость, разброд мыслей, но сам он на это права не имел. Другие — пусть, он — никогда
    ...думал про то, что мысли все время меняются. Мысли, которые были в головах у людей, когда шла игра, превратились в какие-то новые, когда мы ехали в машине. То было тогда, а это — сейчас, и когда то "сейчас" проходит, наступает новое "сейчас". Вот сейчас, я говорю "вот сейчас", но оно проходит. Я еще до конца не договорил, а оно уже прошло.
    Дай ему сил продраться через полосу препятствий, именуемую отрочеством.
    Когда умирает художник, его работы мало-помалу начинают физически теснить его тело, для всего остального мира они становятся его материальной заменой....Искусство же, при всей своей бесполезности, не желает становиться частью повседневности, и главная сила, которой оно обладает, — это прежде всего способность нести в себе дыхание жизни своего творца.
    3
    174