Рецензия на книгу
Божественная комедия
Данте Алигьери
AnastasiyaKazarkina31 мая 2025 г.Я смогла, но не совсем)
Много в моей читательской жизни долгостроев. Стыдно сказать, но превалирующее большинство из всех книг, которые я когда-либо хотела прочитать и всё откладывала на потом, составляют те самые, незнание которых можно охарактеризовать словами моей бабушки: "О чём можно говорить с человеком, который не читал Пушкина." О Пушкине, слава богу, со мной поговорить можно, теперь со мной можно поговорить и о пусть не Алигьери но о "Божественной комедии". Да и, откровенно говоря, сильно я в этом разговоре знаниями не блесну, но. Но мне понравилось.
Не блесну я знаниями по причине огромного пробела в истории Европы периода XIV века. Несмотря на подробнейшие комментарии Лозинского, оценить и понять историческую часть "Комедии" без знаний уровня невероятно великолепный составляет огромную сложность. И это огромный минус, многая ирония осталась мною неоценённой, но я, пожалуй, подтяну и вернусь. Однако, моих общих знаний истории римско-католической церкви этого периода дало возможность кое-каких исторических персонажей узнать и отношения к ним проследить. Да, я подтяну и вернусь обязательно, уж очень хороша поэма.
Хороша она прежде всего своей теологической частью. Опирающаяся полностью на священное учение даёт отличную картину представлений структуры католического посмертия. Здесь же надо отметить, что Данте выстраивает свою поэму не только на христианской вере, но и прочно укрепляет её на фундаменте греко-римской культуры и веры периода античности. Переплетая при этом античных героев и богов с христианской моралью настолько органично, что одно совершенно невозможно представить без другого. И это удивительно правильно, ибо культура мне всегда представлялась этаким огромным сложным зданием, где на ранний период человечества - фундамент, а всё остальное настраивается на него сверху этаж за этажом, образуя общее впечатление грандиозного архитектурного сооружения.
Интересна поэма и освещением космогонических представлений XIV века, здесь для меня, современного читателя особо любопытном оказалась теория о нахождении божественной сущности над пределами Вселенной, потому что с наличием нынешних знаний о космосе совершенно не представляю куда бы там разместить Бога. Ну и некоторые теории научные и философские тоже здесь очень хороши.
Однако главная прелесть, которую я смогла оценить по достоинству в этой поэме - структура четырех составляющих посмертия: Ада, Чистилища, Рая Земного, и Рая. Несмотря на то, что частей у комедии всё таки три, Земной Рай и Рай, как оказалось совершенно различные места.
Наиболее захватывающим чтением был конечно раздел Ада. Здесь воображению впечатлительного читателя есть где разгуляться. Данте делит Ад на девять кругов, каждый круг символизирует определённый грех, начиная от самого лёгкого и заканчивая самым тяжким. По глубоком размышлении над каждым кругом убеждаешься в том как и почему предыдущий утверждён как более лёгкий. Но самыми для меня любопытными для размышлений оказались переходные ступени между этими кругами. Каким удивительным всё-таки образом один проступок подтягивает за собой следующий, как незаметно и легко совершается падение человеческой души в бездну мрака. Ну и конечно интересна эта часть поэмы своими жутчайшими подробностями наказаний грешников. Они настолько живописны, что кровожадность моя не могла от "Ада" просто оторваться.
Следующая часть Чистилище уже не так живописует красками измывательств над грешными душами. Однако "Чистилище" любопытно всё таки именно мерой и способом наказания. Здесь Данте пишет это излюбленное - "каждый будет наказан грехом своим". И ещё одна не менее интересная постоянно повторяющаяся подробность - Каждый из встреченных грешников просит Данте по возвращению в мир живых просить близких, любящих грешника молиться за него. Это прекрасное упоминание нужности почившим душам искренней чистой молитвы родных и близких.
Земной Рай - это собственно тот Эдем из которого были изгнаны в своё время Адам и Ева. Место, где растёт Древо Познания - место возможности выбора и ответственности человека за себя и свои поступки. Так же интересно, что именно здесь текут воды Леты и Эвноя. Лета при этом даёт не просто забвение, а забвение своих искуплённых грехов, а Эвноя же закрепляет воспоминания о делах благих, которые совершает в земной жизни любой, даже самый страшный грешник.
И только после этого душа будет допущена до Рая, где, что меня удивило, тоже есть свои круги, точнее планеты, на которых находятся праведные души в зависимости от степени своей святости. Но главное, что не могло меня не порадовать - это описание самого близкого к Богу - полное с ним единение, слияние с вечным блаженством, вечный покой и сияние чистой любви.
Отдельно стоит отметить, насколько Данте мастерски пользуясь словом даёт представление о всё возрастающей лёгкости по мере приближения к божественной сущности. Сам слог, мне казалось, становится невесомее и воодушевлённее, поэма читается быстрее и легче.
Ну и напоследок похвастаюсь. Такая у меня в бумаге. Смотрите, какая это невероятная красота
576,4K