Рецензия на книгу
Иные
Александра Яковлева
Аноним31 мая 2025 г.На грани понимания и отвращения: танец света и мрака в “Иных” Александры Яковлевой
Больше года пыль копилась на обложке сия творения, и вот я все-таки решилась.
Сюжет эта книга строит как лабиринт: стильно, увлекающе, почти гипнотизирующе затягивает тропами правды и лжи, мерзости и привязанности. Но иногда эти тропы становятся не трещинами, а самой преисподней. Бывали такие моменты, когда текст вызывал рвотный рефлекс не только физиологический – а моральный. Хотелось, не дыша, пролистнуть страницу, закрыть уши, зажмуриться, но пьеса человеческой боли уже звучала – и её невозможно было отменить.
Макс… персонаж, разгаданный почти с первого абзаца. В нем, как в прозрачной луже, отражались неизбежность и предсказуемость. Даже его переходы будто были отмечены маркерами заранее: “Вот тут повернет, тут споткнется, тут закричит на весь дом”. Возможно, это упрек, возможно — авторская задумка об особой читаемости “главных героев” в нашем мире.
Финал разочаровал, хотя, признаться, я и ждала подобного разворота. Все же — как ни крутись под этим серым небом — иногда жизнь заканчивается не так, как хочется, но именно так, как должно. Но мысли мои по-прежнему стучатся о догадки: а если бы? А вдруг появится продолжение, где автор снимет покров тайн, вымоет мутные стекла двусмысленностей, объяснит и покажет скрытое?
О, дети из приюта Нойманна… как много в их образах беззащитности! Да и не только: в них полно этого животного чувства, они буквально живут в иллюзии свободы... И особенно Борух — символ утраченной справедливости, глубокой внутренней боли. Не могу не привести строчки, которые глубоко застряли в душе:
Она нашла тело на рассвете, когда, разобравшись с русским солдатом, побежала проверить детей. Ансельм, Гюнтер и другие мальчики принесли его и уложили в постель, накрыв одеялом, так что сначала Катарина подумала, будто Борух спит. Но прямо на ее глазах кровь пропитывала одеяло, а сам он, заостренный и застывший, уже не дышал. — Он не страдал, — тихо сказала Далия, подойдя и взяв Катарину за руку.
— Герр Нойманн сделал так, чтобы он ушел без боли.
Слушая аудиокнигу, я ловила ритмы АИГЕЛ — они вплетались в ткань повествования, как контрастные лоскуты на одеяле страха и грусти, и создавали ту самую атмосферу, когда слова превращаются в эмоции, а эмоции — в магнит.
Оценка? Пусть останется твердой — 4,5 из 5. Солидная работа, держащая у края, и оставляющая после себя вкус трагедии и желание расставить точки над “i” — возможно, во второй части.
Содержит спойлеры10219