Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Иду на грозу

Даниил Гранин

  • Аватар пользователя
    Аноним31 мая 2025 г.

    Эту книгу я нашла на волне "Аtomic Heart" Харальда Хорфа. Как только прочитала, что позывной Дмитрия Сеченова - Волшебник, память отнесла меня на много лет назад, в студенческие годы, время чтения "Иду на грозу".
    Ведь именно с блистательного появления этого героя и начинался роман!


    "Волшебник прилетел в Москву шестого мая в восемь часов утра. Он первым сбежал по качающемуся трапу на бетонные плиты аэродрома".

    Уже одних этих строк хватило, чтобы проникнуться симпатией к главному герою. Мне он тут же представился "братом-близнецом" Дмитрия Сеченова, открытым, любопытным, дерзновенным, ...  Сейчас уже понимаю, что эта глава была поставлена в начало не случайно: это вершина, откуда волшебник Тулин впоследствии будет постепенно съезжать.

    До этого момента я ещё дойду, было бы несказанно бедно сводить роман "Иду на грозу" только к рассказу о провале Тулина или о противостоянии двух учёных. На самом деле роман многогранен и мне требовалось иногда сделать паузу или вернуться, чтобы уложить в голову прочитанное.

    Даннил Гранин задумывал "Иду на грозу" в пятидесятые, в печать же книга вышла в 1962-ом. Читая, мы находим очень много отголосков времени, они как бы невзначай раскиданы в тексте.
    Это и упоминания вернувшихся ранее осуждённых родственников, и имена, которые теперь можно произносить без страха, и конечно же, новые культурные веяния молодёжи. В студенческих и молодёжных кругах популярен джаз, картины художников-абстракционистов, новая мода на узкие брюки и яркие рубашки. Стало модно спорить, иногда ради процесса, высказывать своё мнение. Была эпоха оттепели, чувства новизны, окрылённости, уверенности - всё это наполняет роман Гранина, является, хоть и неясной, но основой, двигает его вперёд.

    Открыта ядерная энергия. Люди науки становятся элитой общества, почти небожителями. Множество талантливых учёных выдвигают гипотезы, совершают открытия. Человек разумный кажется властелином природы, способным повернуть реки вспять, освоить засушливые территории, открыть новые источники энергии.
    Вот, например, гроза! Молния! Веками в паре десятках километров от земли появляются и уходят в никуда огромные электрические разряды. Невероятное богатство!

    Именно проблемой грозового электричества и вопросами полётов в грозу и занимается Олег Тулин. Не просто талантливый физик, а человек с необыкновенной интуицией, дерзкий и рискованный.  В молодых учёных кругах его называют Человеком Будущего. Именно таким он и предстаёт нам в первой главе: воодушевлённый своей идеей, стремящийся покорить Москву, ни капельки не сомневающийся в успехе проекта.
    Словно в противоположность Тулину, Даниил Гранин рисует другой тип учёного: вдумчивого, дотошного. Это Сергей Крылов - хоть и одарённый, но консервативный, нерешительный, скромный. В начале романа он кажется неудачником: слишком мягкий, но когда не надо - принципиальный. Всю студенческую пору Крылов провёл в тени софитов своего друга Тулина, признавая его новаторство.
    Признавал его и тогда, когда Тулин добился разрешения исследовательских полётов, хоть и спорил с ним, понимая всю поспешность, скоропалительность и опасность этого предприятия.
    Тулин посмеялся, он уже представлял, как "ухватит молнию за хвост, будет пробивать горы, варить камни". Результатом же оказалась трагедия: погиб человек.

    После проишествия Тулин показал себя настоящим мерзавцем! Под удручённым лицом и подходящими печальными словами не было ничего! Всё, что его занимало: как он выглядит в свете этой ситуации, "как он влип!"
    Оказалось, что его даже не интересовала польза, которую смогут принести его открытия... только самонадеянная бравада шагнуть за опасную черту, собственный портрет на первой полосе газеты. К концу книги Олег Тулин уже не был Волшебником! Он оказался Нарциссом: самовлюблённым, эгоцентричным, с презрением относящимся к кропотливому труду, называющий тома лабораторных расчётов "урнами с прахом обманутых надежд".

    Сергей Крылов, тот самый, не хватающий с неба звёзд, подхватил разгромленную идею о грозовом электричестве. Через пару лет, путём наблюдений и расчётов он приблизился к практике, ко второму экспериментальному полёту. Не ради славы и авторитета, а ради науки и в память о погибшем Ричарде.

    Таким образом в романе Даниил Гранин не только показывает бытность учёных, кропотливый труд, необходимость усидчиво и терпеливо "по капельке" добиваться успеха. Он описывает и разный тип научной одарённости. Вот есть учёные старой школы, не признающие нового. Вот - совершенный учёный Данкевич, Дан,  которого все признавали гением, ведь он "видит всё немного иначе, чем мы". Вот Сергей Крылов - дотошный и терпеливый, способный решить проблему математически, расчётным путём. Вот Денисов, продвигающий неправдоподобные иллюзорные проекты, преподнося их как "лёгкие и выгодные". Он только называется учёным, по правде говоря занимает место, совершенно не принося пользы. А вот Олег Тулин - обладающий подвижным умом, генерирующим идеи, но не подводящий под них твёрдой базы. Для него важно блеснуть, выскочить с какой-нибудь затеей, к которой раньше не подступались, остальное - несущественно.

    Каждый из героев, его типаж, встречался Даниилу Гранину в жизни, в ходе работы в НИИ. Таким образом, прототипом псевдоучёного Денисова явился Трофим Денисович Лысенко, выдвигающий антинаучные теории в агрономии. Прототипом Данкевича явился Лев Давидович Ландау, которого среди своих называли Дау (созвучно Дан) и который установил сдачу Дау-минимума для будущих учеников.

    Существует две экранизации романа "Иду на грозу": одноимённый фильм 1965-го года и фильм "Поражение" 1987-го.
    Фильмы для меня только в планах, роман оставил настолько сильное впечатление, что книга - это пока исключительное его воплощение. Очень рада, что перечитала "Иду на грозу", в юности роман был прочитан "по верхушкам" (сейчас я это понимаю) и большинство смыслов оказались упущены.










    8
    202