Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Пятый персонаж

Робертсон Дэвис

  • Аватар пользователя
    Аноним30 мая 2025 г.

    Хранитель камня.

    «Если вы считаете её святой – значит, она для вас святая. Ну чего вам ещё?».

    «Дорогой директор...», – начал свою исповедь рассказчик, ибо его, почтенного и уважаемого (как он думал) преподавателя и писателя, страшно оскорбили, намекнув, что он-де прожил пустую и скучную жизнь. Возмутительно, с этим надо что-то делать, подумал Рамзи, и потому начал строчить директору школы, тщась доказать (кому?.. кто бы знал), что нет, жизнь у него яркая и насыщенная и вообще вы все идиоты. Не думаю, что директор действительно это прочтёт, конечно... ну да ладно. Сказ начался, как и полагается, с детской поры. Маленький городок Дептфорд был самым что ни на есть обычным городком того времени, то есть жители дружненько травили одного человека, Мэри Демпстер, беременную жену местного священника, которая – о ужас – мало того что смела показываться на улице с этим (то есть своим животом), так она ещё и вся светилась от счастья! Но при чём тут эта дама? А притом, что именно с неё всё и началось, ибо в неё попал снежок, пущенный в затылок главного героя его заклятым другом Перси Стонтоном, и удар был такой силы, что она, как потом поговаривали, в тот же миг сошла с ума, к тому же ещё и преждевременно родив. Данни было десять лет. Он был воспитан суровой женщиной, вдалбливающей ему в голову определённые вещи. Неудивительно, что этот эпизод столь сильно повлиял на него, ведь адское пламя уже алчет его, это он виноват, он. Потому юнец решил: он попытается пусть и не искупить свою вину, но хотя бы помочь этой несчастной, жизнь которой благодаря “добродушию” местных с каждым годом всё больше походила на самый настоящий ад. «Если миссис Демпстер святая, она неизбежно становится моей святой».

    Данстан/Данстэбл, Бой/Перси и Магнус/Пол не были друзьями, что их и связывало помимо места рождения, так это зависть и ненависть друг к другу, а ещё тот факт, что они все во взрослой жизни взяли себе другое имя. Что касается рассказчика, то в его жизни много чего произошло: война, смерть родителей, новая жизнь, и да, он и правда не бросил миссис Демпстер, он закинул её в психиатрическую больницу и принялся бродить по свету, дабы доказать её святость. Это было... странно. Как и вообще всё то, что он пытался донести. То и дело невольно возвращалась мыслями к Дептфорду, где на пять сотен душ было пять церквей, все люди были такими верующими – и при этом они сделали всё для того, чтобы свести абсолютно здоровую женщину с ума. А священник? Он молился при жене, прося бога простить её за то, что она разбила ему жизнь, он молился при сыне, прося бога простить его за то, что он своим рождением свёл мать с ума, и это просто... да, чувак, ты очень помог своей семье, сын в итоге сбежал, а жена окончательно сошла с ума. А сам герой? Его реакция на попытку самоубийства его знакомой, это его «только о себе думает, дура!», он её ведь даже не пожалел, хотя знал как ужасна была её жизнь, ещё и винил её за то, в чём сам был неоднократно замечен. Ну и эти три “чуда”... Вообще, психоанализ тут выписан неплохо, да и юнгианские архетипы считываются, но – герои... Опять же, тема вины и того, как одного она способна сжирать всю жизнь, а другой и знать про неё не знает, в финале была расписана ну просто чудесно, да, так всё и есть, и тут есть о чём задуматься, ну и «простите себе, что вы человек» как бы подсвечивает самую главную проблему сей долгоиграющей трагедии. Себе прости – и другим прости.

    «Ну и кем же я был? Жадным, завистливым, эгоцентричным негодяем?», – ну как бы... да. Этот парень, ради всего святого. Кому ты что доказываешь. Всем плевать. Остановись. И как ему вообще можно было верить? Он написал выдуманную автобиографию для фокусника, а затем тут же отказался от написания автобиографии для политика, слёзно вопя о том, что он историк, он не имеет права лгать! А что ты только что делал? Или это другое? Он был настолько жалким, что даже не злил, а уж когда появилась Лизл и вовсе стал смешить, то, как он называл её уродиной (сам-то он со своими кустистыми бровями и усами и ковыряниями в ушах и носу был таким симпатягой, ага), вызывало недоумение, а потом – та сцена с юной девой... ясно всё с тобой (пятидесятилетний влюбляется в семнадцатилетнюю, ещё одно прекрасное). И ведь он пусть и был одинок, в его жизни время от времени появлялись мудрые люди, советующие ему жить дальше, а не смотреть назад, да даже монах ему сказал не о святой думать, а о психоанализе, о чём-то это да говорит. Но нет. Всё мимо. Вот, написал откровение, дабы показать, что пусть он и маленький человек, но зато влиял на жизни других, и... ну, хорошо? Если человеку эта мысль дарит спокойный сон, пускай. Что и показательно в этом романе, так это сама тема святых, за которыми герой гнался всю жизнь. Потому что копаясь во всех этих текстах и разыскивая ту статую, он был равнодушен к живым людям, к тем, кого мог бы назвать пусть не друзьями, но хорошими знакомыми. И это так... бессмысленно. Потому что в итоге в его жизни не было ни любви, ни милосердия, ни понимания. Ничего в ней не было. Ничего. Один лишь снежок, внутри которого был спрятан камень.

    «Ступайте с богом, святой Данстан. Или бог с вами».
    44
    320