Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Герой нашего времени. Маскарад. Поэмы. Стихотворения

Михаил Лермонтов

  • Аватар пользователя
    Julietta_Vizer30 мая 2025 г.

    Лермонтов – герой или демон своего времени?

    Я думаю, что мятежный дух Лермонтова утвердился в его поэзии и прозе. Перечитав его основные произведения, я выделила для себя три: поэму «Демон», драму «Маскарад» и роман «Герой нашего времени». И во всех этих произведениях мы видим, как зло способно буквально испепелять душу, уничтожать человека и его личность, как ревность и легкомыслие ломает жизнь…
    В поэме «Демон» отверженный дух носится «в пустыне мира без приюта». Он живет в ненависти и презрению к миру, ему даже зло наскучило. Кавказ перестал его привлекать. Но в один момент Демон преображается, увидев прекрасную юную княжну Тамару,  которая дожидается своего жениха. Он влюбляется в неё, что впоследствии приводит ее к гибели… В этой поэме мир живых и мир мертвых пересекаются. Поверив искусителю, Тамара теряет душевное равновесие. А после поцелуя Демона и вовсе гибнет в стенах монастыря.
    «Демон» опирается, с одной стороны, на библейскую легенду о духе зла, которого свергли с неба за его бунт против Бога. А с другой – на фольклор Кавказа, в частности, на предание о горном духе, который поглотил девушку-грузинку.
    Демон внутренне опустошен, он одинок и несчастен.

    И всё, что пред собой он видел   Он презирал иль ненавидел.

    Всё благородное бесславил   И всё прекрасное хулил.

    Демон наказан за бунт против Бога. Он испепелен духовно. Способен ли он вновь полюбить? Ведь любовь может означать для него возрождение. А возрождение – это вновь почувствовать вкус и любовь к жизни.
    «Как демон мой, я зла избранник», – писал о себе поэт. Его Демон так и не смог освободиться от отравляющего его зла… А сам Лермонтов? Эту поэму он редактировал около десяти лет. Немалый срок, учитывая, что прожил он всего двадцать шесть лет…
    В «Маскараде» Лермонтов развивает тему гибельной ревности, а также критикует аристократию и высший свет. Мы вновь видим лицемерие, ханжество и пустоту. Люди не живут своими жизнями, они живут в масках. Они все глубоко несчастны и уже утратили радость от простых вещей, и развлечь их могут только грязные интриги, сплетни и пошлые сцены.. А также азартные игры, которым в пьесе тоже отведено большое внимание. Мир, живущий без доверия, мир масок, холода и притворства.
    В «Герое нашего времени» Лермонтов пытается дать социально-психологический портрет той эпохи, современником которой он был сам. Печорин и Грушницкий – это собирательные образы. Безусловно, в их характерах и поступках отражены типичные модели поведения аристократов той поры. Литературоведы много спорят о том, является ли образ Григория Печорина альтерэго самого Лермонтова. Я думаю, в определенной степени это так, учитывая подробности биографии поэта и особенности его поведения в свете.
    В романе не события играют ключевую роль, а личность, мысли и чувства. Печорин не способен к настоящей бескорыстной, безусловной любви, потому что «давно уже живет не сердцем, а головою». Вот как пишет о нем Лермонтов: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его; первый, быть может, через час простится с вами и миром навеки, а второй… второй?». Печорин умный, образованный, но абсолютный циник. Он отгородился от мира, похоронил свои чувства где-то очень глубоко в душе, и живет в этой скорлупе. Она его и душит, и в то же время, защищает от настоящих чувств. Но беда в том, что такой «футляр» рано или поздно приводит к усыханию и отмиранию души. И тогда человек уже никогда не станет целым, он будет раздроблен на фрагменты, которые будут постоянно вступать в конфликт между собой.
    Роман актуален и в настоящее время, ведь сколько сейчас таких потерянных и одиноких «печориных» и «грушницких» пытаются встроиться в мироздание, отключив свои чувства и потеряв себя в меркантильности и цинизме…

    ~Julietta Vizer
    5
    44