Рецензия на книгу
Собрание сочинений в десяти томах. Том 9. Человек, который смеётся
Виктор Гюго
Аноним29 мая 2025 г.Трагедия ради трагедии
Закрыла книгу и спокойно выдохнула, с мыслями, что опять напоролась не на основной сюжет книги, который нам преподнесли в аннотации, а на взгляды автора на общество в целом того времени, где всё, что происходило с тем самым мальчиком Гуинпленом - это всего лишь символ, но не первопричина самого написания, как собственно и с Диккенсом, где главной закавыке было уделено из 1200 страниц, всего лишь страниц 100 в общей сложности ...
Итак, Англия, конец XVII - начало XVIII века. Группка компрачикосов сбегает на судне, но при этом оставляя на берегу маленького десятилетнего мальчика, предоставив его судьбе ...
Гуинплен, главный герой нашего сюжета, пытается выжить, не зная куда идти, замерзая и умирая от голода, он находит труп женщины, а подле неё маленькую девятимесячную девочку, Дею. Спасает её, тем самым давая ей жизнь. Но есть одно «НО», Гуинплен изуродован теми самыми компрачикосами, на его лице застыла «улыбка», а Дея, будучи младенцем, ослепла ...
Сколько же я перечитала отзывов, вдохновляющих, что это тяжёлое и трагическое произведение, и да, трагическое там, конечно же, есть ... Но, вот, к сожалению, я не вдохновилась, не смогла полюбить или как-то оправдать это произведение в своих глазах.
Пробираясь через множество описаний, чем страдали авторы тех лет, дабы заработать копеечку (не осуждаю!), я пыталась цепляться за какие-то интересные моменты, пыталась найти в этой истории то, что сможет меня увлечь, да и будем честны, я хотела, чтобы меня размазало по стенке от слёз, но нет, нет и нет!
И можно много говорить: да это же классика! Ты ничего не поняла, скрытые подтексты и так далее, я не против, пожалуйста, но давайте посмотрим на это с другой стороны?
Во-первых и самое главное, классику не обязаны любить все, восхищаться ей, понимать её!
Во-вторых, как мне кажется, Гюго немного увлекся в написании совершенно другого. Автор хороший историк, можно заметить по душноте его описаний различных лордов/пэров/королей, их правления, да и в общем, всего общества того времени. И это, кстати, было немногим даже интересно читать, как высшие чины развлекаются, какие они похотливые мрази и как они могут глумиться над обычным людом, да и между собой, уничтожая друг друга исподтишка. Но, если даже автор, хотел создать и показать цельное общество, поделив его, как водится, на различные социальные классы и создать контраст, то этого просто нет. Есть разобранные ситуации высшего общества, где ты можешь только диву даваться, что в голове у этой знати и ужасаться, а вот показать, как нищие пытались выжить, как им было тяжело ... наверное, забыли описать ... Показать этот контраст через самого Гуинплена? Хорошо, показать вначале, как судьба изголялась над ним и маленькой девочкой, и потом просто спустить на самотёк ...
Понимаете, ждёшь какую-то историю взросления мальчика и девочки на фоне этого общества, их метания, их переживания, которые как бы и есть, да только не в ту степь. Но взросления не будет, вас просто перебросят, когда Гуинплену уже 25 и всё, с ним случилось то, что случилось. Как он рос? Как он переживал из-за своей внешности, просто принял? Я не верю! Я просто не поверила во всё происходящее с героем. Для меня здесь не было того, что я могла прочувствовать через жизненные описания самой судьбы героев, чтобы сопереживать им, жалеть, любить, для меня, что Гуинплен, что Дея, просто картонки, не имеющие никакого веса в романе вообще. Они не растут, они просто есть ввиде букв на страницах. Вот, Урсус! Вот это персонаж!
Хорошо прописанная любовная линия? Забудьте! Да, романтизация и возвышенность таких отношений очень на высоком уровне, а как еще, только так и писали, духовность, вот главное, а не вот эти ваши похотливые и страстные штучки-дрючки. Но даже через духовность можно понять, на сколько сильно любит человек свою половинку, можно, но не здесь ... Потому что то, что здесь есть от любви - это просто слова, возвышенные речи и всё, которые уплывают куда-то в закат и растворяются, как будто мне на уши лапшу навешали и убежали.
То, во что должна была вылиться это история опять загоняется на задний план и сдабривается бесконечными рассуждениями о высшем обществе. И тут у меня вопрос? Как мы рассудили на совместных чтениях, у Гюго была обида на верха, тем самым он изливал это всё в своём произведении и это очень видно, особенно по монологу Гуинплена к ближе финалу, но можно ли этим оправдать весь ушат воды и рассуждений по тексту, вместо сюжета? Нету какой-то гармонии и сочетания и доводит до смешного те моменты, когда сам автор впадает в свои мысли, а потом: «Ну штошь, вернемся к нашим персонажам», серьёзно?
Если поначалу было интересно читать про то самое общество, видеть низость их поступков, то чем ближе к финалу, тем всё начинается переливаться из пустого в порожнее ...
Главные герои на фоне всего происходящего смотрятся совершенно никакущими, то что они так возвышенно говорят и изливают душу, не даёт под собой каких-то оснований и аргументов сойтись с ними в каком-то мнении, проникнуться к ним, испытать с ними все тяготы судьбы и ужасы ... Поступки Гуинплена для меня кажутся более, чем глупыми, словно, человек живёт в розовых очках. Ну как же так? Его помотала судьба, у него в априоре в голове должно быть заложено, что в этой жизни всё не так, как ты хочешь, но нет ... Никто не осуждает, что даже в самое тёмное время нужно надеяться на чудо, но тут прям до сказочного порой.
Финал, он просто такой, какой есть ... Нечего говорить и не хочется ... Глупый и бессмысленный, с учётом того, как Гуинплен поступил ...
Мнение одно: что тогда, что сейчас ничего не меняется в обществе. Чем дальше, тем хуже. Вот и всё!14263