Рецензия на книгу
Золотой храм
Юкио Мисима
Аноним1 июля 2015 г.Это мое первое знакомство с творчеством Юкио Мисимы, хотя о нем я была более чем наслышана.
Роман мне понравился, но не сюжетной линией и не персонажами, а подлинным мастерством автора в передаче самых тончайших и невидимых (даже не осознаваемых самим человеком) движений души, а также неповторимым извращенным эстетизмом повествования.
"Золотой храм" - очень непростой для чтения роман. Хотя бы тем, что Мисима углубляется в самые мрачные, жестокие переживания персонажей с дотошностью нейрохирурга, его взгляд на окружающий мир и людей настолько изощренный и точный, что по прочтении главы устаешь так, будто сдавал 2 экзамена по самым сложным дисциплинам подряд в один день. Я бы сравнила свои ощущения от прочтения романа с ковырянием в инфицированной ране без наркоза. Отвратительно и болезненно, но прекратить нельзя.
Что касается персонажей, то считаю, что в мыслях/чувствах Мидзогути многие читатели найдут что-то близкое себе. Что греха таить: каждого из нас время от времени посещают мрачные, нехорошие чувства и мысли.
Автор по-своему интерпретировал реальный случай сожжения послушником реального древнего Золотого храма. А мироощущение у Мисимы оригинальное, его понимание красоты уникально. И этим особенным чувствованием красоты он и наделил своего персонажа, а еще особым контрастом этой красоты - заиканием и непривлекательной внешностью. И на этой основе произрастает конфронтация главного героя с миром и по сути с самим собой.
Мидзогути - сложный человек, но не такой уж и уникальный. Он был лишен полноценного общения и воспитания, замкнулся в своем внутреннем мире, из-за чего стало искажаться его восприятие действительности. Заикание еще больше усугубило его положение, как бы отгородив его от других, дало ему "право" считать себя изгоем из-за этого.
Что касается Цурукавы и Касиваги, то они действительно даны для контраста, хотя по сути, черты характера каждого друга есть и в самом Мидзогути, о чем свидетельствуют его частые метания от одного к другому. Жизни Цурукавы и Касиваги являются альтернативами жизненного пути главного героя.
Меня особенно заинтересовали мотивы поступков Мидзогути в сравнении с мотивами большинства в подобных обстоятельствах. Немногие бы поверили, что им руководила тяга к Прекрасному, желание его уничтожить, тем самым усилить эротическую притягательность Прекрасного. Большинство трактовало бы эту историю как месть послушника настоятелю, который отказал ему от протекции. Но вряд ли стремлением освободиться от гнёта Прекрасного. Именно этим и уникален взгляд Мисимы-человека, Мисимы-писателя, Мисимы-японца.P.S.: Присоединяюсь к восхищению по поводу статьи Г. Чхартишвили/Б. Акунина "Жизнь и Смерть Юкио Мисимы". Очень интересная и точная статья, особенно понравились эпиграфы к каждой части - так называемая дань любви Мисимы к творчеству Ф.М. Достоевского. Да и после прочтения этого эссе как-то почти и нечего дополнить, потому что многое подмечено верно и лаконично.
1463