Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Америка

Франц Кафка

  • Аватар пользователя
    Аноним28 мая 2025 г.

    Для нас Карл пропал без вести. Мы никогда не узнаем достоверно о его участи...

    Настолько это произведение раздробленное и нецелостное, что нелегко дается собрать свои мысли даже в один абзац.

    Очень много вопросов, и так мало ответов. Я не очень люблю браться за неоконченные произведения, так как после прочтения любой книги мне необходимо все расставить по полочкам, и на открытые вопросы найти ответы, хотя бы в рецензиях других читателей. А когда это невозможно, как в случае "Пропавшего без вести", то начинаются мои мучения... Похожее ощущение у меня было с книгой Ч. Диккенса "Тайна Эдвина Друда". Хотя в остальном эти два произведения, конечно, отличаются...

    Вернёмся к Ф. Кафке. Его стиль и то, что он описывает в романе, отличается своей странностью и непохожестью. Такое ощущение, что это сон, который не прекращается и принимает неожиданные обороты. Как будто ты на секунду очнулся ночью ото сна от шума соседей, снова закрыл глаза, а сон продолжается. Описания Кафки пронизаны абсурдом и сюрреализмом, но в них при этом все равно присутствует и определённый здравый смысл, в отличие от многих модернистских произведений. Лишь только не хватает развёрнутых ответов на вопросы, которые возникают в течение книги.

    Как так вышло, что Карл случайно в первые часы своего пребывания в Америке встретил своего богатого дядю? Было ли это случайностью или это было преопределено судьбой?
    Почему дядя порвал связь с Карлом после его невинного проступка? Разве пойти в гости к другу дяди такая уж оплошность? Почему дочь дяди не хотела отпускать Карла из дома? Почему кухарка проявила столь необычное внимание к Карлу и не хотела его отпускать, а оставить в отеле лифтером? От простой ли это жалости (но ведь столько других мальчиков ещё было в отеле, а к ним она не проявляла такой интерес) или же и здесь кроется загадка? Кто такая Брунельда и с какой стати они были вправе делать из Карла раба в своей квартире? Почему главным героем она изображена такой уродливой, хотя остальные видят её женщиной нереальной красоты?
    Куда Карл её отвёз в конце книги и куда пропали его двое дружков-аферистов (этих глав, к сожалению, нет вовсе в романе)?! Что это за театр, куда Карл устроился в финале, и театр ли это вообще или же снова ловушка? Сможет ли он быть счастлив? Или люди снова будут использовать его из-за его наивности? Или является ли дорога с труппой дорогой в небеса и считается символом его смерти?

    Люди добрые, ну как же успокоиться, когда в голове столько вопросов!

    Но некоторые мысли, пришедшие и мне, и моим коллегам-читателям, мне показались не такими уж нелогичными:

    Возможно, размолвка между Карлом и его дядей была подстроена, потому что наследник был невыгоден друзьям Якоба, и это и есть разгадка "скандала" между родственниками?
    И возможно дочь друга Якоба хотела его соблазнить, чтобы опорочить перед глазами дяди? Возможно, описание Брунельды показывает страх главного героя перед доминантностью женщины и намекает на страх перед телесными удовольствиями?  И в целом, тот странный мир, где уродливым людям нравятся такие же, намекает на отсутствие моральных принципов и чудовищность людей?

    В целом, сцены, описывающие жестокое обращение людей к Карлу,  мне показались реалистичными. На протяжении всего романа Карл пытается высвободиться и сбежать, но его держат насилком. Это даёт ощущение безысходности и зависимости, что является большим контрастом к его надеждам на первых страницах романа - увидев Статую свободы, главный герой воспринял это как знак счастья и независимости его жизни в Америке.

    Главный герой хоть часто и бесхарактерный, и слишком наивный, но все же человек добрый. Он одинок в этом мире. Среди толпы людей, хаоса на улицах и бешеного ритма, он практически единственный Человек, отличающийся от других своими добрыми качествами. В романе присутствуют и несколько других персонажей, желающих ему добра (кухарка, Тереза), но их отрывают от него безвозвратно, и они не могут изменить ситуацию.

    Хочется отметить, что редко произведение имеет такое точное название как данный роман Кафки. Для нас Карл пропал без вести. Мы никогда не узнаем достоверно о его участи. Мы можем лишь строить догадки. От этой аналогии даже мурашки идут по коже. Слишком это глубокая мысль... И становится грустно от безысходности. Но, повторюсь, название книги вызывает во мне восторг.

    Мне лично больше всего понравился отрывок пребывания Карла в доме друга дяди. Эти тёмные комнаты и таинственная атмосфера... Чем-то даже напомнило мрачность некоторых произведений У. Коллинза или же стиль Э. А. По.

    Я думаю, что ещё несколько дней меня будут преследовать мысли об этом произведении. А значит Кафка достиг своей цели и смог добраться до сердечка своего читателя. Повторюсь, мне очень жаль, что автор не смог дать более конкретных ответов на наши вопросы. Мне не хватило также более психологических портретов героев. Возможно, это не тот жанр, чтобы их можно было ожидать.









    Содержит спойлеры
    3
    123