Рецензия на книгу
Circe
Madeline Miller
raccoon_without_cakes28 мая 2025 г.Героиня, которая смогла заставить себя услышать
Цирцея — дочь титана Гелиоса, солнечного божества, и океаниды Персеиды, — не из тех героинь, чей голос звучал часто. Те крошки историй, которые были у меня в голове, рисовали Цирцею злобной колдуньей, которую обхитрил Одиссей. И именно поэтому я так давно собиралась прочитать версию Мадлен Миллер — чтобы наконец-то дать героине рассказать все самой.
Нелюбимая дочь, чувствующая себя лишней и ненужной в чертогах отца, преданная возлюбленная, искусная колдунья — это все жизнь Цирцеи, но не вмещающаяся в человеческие рамки. Богини живут долго, и поэтому она годами подвергалась насмешкам, веками ощущала одиночество, тысячелетиями страдала от предательства. Все ожидали, что однажды она обратиться в камень от страданий, как нередко поступали другие нимфы, но Цирцея выдержала и смогла дать отпор. Однако боги обидчивы, и Цирцея оказалась в изгнании на небольшом острове, осужденная никогда его не покидать.
Мадлен Миллер переносит читателя в голову Цирцеи, заставляет смотреть ее глазами и говорить ее голосом, и это очень погружает в роман. Вместе с ней я грустила, сочувствовала, унижалась и бичевала себя, мы вместе страдали от одиночества и не верили в первые успехи. Цирцея в начале романа — нимфа почти без голоса, потому что ее голос слишком слаб и ненавистен ее семье. Цирцея в финале — колдунья, которая может заставить слушать даже Афину.
И при этом она не становится возвысившейся по щелчку пальцев героиней-функцией, напротив, она ощущается даже слишком живой: ей присущи сомнения и тревоги, она познала ярость и любовь, она не ожидала, что быть матерью настолько сложно, и, самое нетипичное для богов — Цирцея признает ответственность за свои поступки. И благодаря этой жизни читать роман так легко.
Мне понравилось и то, как Миллер в лице героини иронизирует над историями-сплетнями, которые разносит Гермес, и которые не затихают в божественных дворцах. Цирцея, в начале над ними потешающаяся, понимает, что Гермес сплетничает и о ней. И что она в этих историях предстает далеко не с лучшей стороны. А в тоже время есть Одиссей, который гордо несет за собой рассказы о победах и подвигах. Но вот он, Одиссей — мужчина, позволяющей команде грабить, убивать и насиловать; интересный собеседник, который в любой момент может вспыхнуть обидой; признанный герой, превращающий жизнь своей семьи в ад; любящий муж, не торопящийся домой к быту и козам. И сама Цирцея, которая видела его самые разные стороны, тоже выбирает нести дальше красивый миф о герое, пусть даже его победы зачастую окрашены бессмысленной кровью. Эта двойственность историй, эти версии событий, которые люди выбирают, преследуя самые разные цели, - это что-то, что родилось вместе с человечеством, и умрет только вместе с ним.
Этот роман — яркий монолог той, кому обычно не давали слова. Это взгляд на привычных героев с неожиданной стороны, открывающий самые разные, даже тщательно замаскированные стороны. А еще это достаточно крепкая и ладная история о героине, о которой обычно не услышишь и пары строчек.
38441