Рецензия на книгу
The Vegetarian
Han Kang
Lukosh27 мая 2025 г.Лучше быть деревом, а не животным
Насколько мы позволяем быть другим «другими», настолько мы разрешаем себе быть «собой». Так ли это? Роман южнокорейской писательницы Хан Ган «Вегетарианка» побудил задать подобный вопрос.
О чём он: замужняя Ён-хе становится вегетарианкой (а Южная Корея любит мясо) после того, как ей начали сниться сны с большим количеством крови. Её семья негодует. На одном из торжеств отец пытается накормить её насильно, из-за чего происходит трагедия, которая и становится отправной точкой триптиха книги.
Забегая вперёд, скажу, в итоге Ён-хе откажется и от всего человечества, выбрав стать деревом, которые живут вниз головой, но свободным.
Три части романа от лица трёх героев.
Три изменённые судьбы.
Три стадии отчуждения, через которые проходит Ён-хе: сначала отказывается жить условностями и по правилам; затем отрешается от желания питаться мясом и в конце вообще потреблять что-либо, кроме воды; в итоге — от кровного родства и сострадания. Когда её сестра садится в больничное кресло рядом с измождённым телом Ён-хе, та торжественно заявляет: «Я больше не животное». Этим она выходит из тотального контроля и давления.
Роман универсален. Текст проникает в тебя и неважно, кто его написал, в какой стране происходит действие: непонимание близких, властвование догматов, жестокость, крысиные бега — всё это можно наблюдать вне границ и континентов, вне пола, расы или возраста. Мы — это не только наша сущность, это родня, окружение, страна, экономические, культурные и политические уклады, принципы и ценности. Поэтому только одному стоит начать менять себя — рушится по цепочке вся система. Как минимум, семейная. Не все к этому готовы и хотят. Так, Ён-хе отказом от мяса создала зацепку, которая в результате распустила всё сотканное семейное полотно. Которое, как оказалось, было почти эфемерным и крайне непрочным.
Отчуждённость, отношение к телу как к формуляру, внутри которого тоже ничего хорошего, социальные рамки, память, свобода — всё это темы романа «Вегетарианка».
Особой нитью идёт отношение к телу. В Южной Корее, откуда родом автор романа, это табуированная тема.
Любителям мяса можно успокоиться: книга не пропагандирует ни мясоедство, ни вегетарианство. Еда здесь только как детонатор, который активно используется в литературе как метафора для выражения более глубоких идей. Описанные блюда иногда символизируют не только физическую пищу, но и философские и моральные концепции. Например, в книгах К.С. Льюиса разнообразие блюд символизирует богатство человеческих чувств и возможность выбора, подчёркивая свободу выбора каждого человека. В «Кафке на берегу» Харуки Мураками еда — место встречи реальности и фантастики. Сны о еде переплетаются с реальными событиями, создавая сложную метафору о поисках смысла жизни.
Кто реальная жертва романа: Ён-хе с её манией превратиться в дерево?
Её бывший муж, остро реагирующий на бытовые изменения и не имеющий собственного мнения?
Её зять, который считает своё искусство ценным, и который бредит мыслью о том, что этому искусству нужна эта женщина: Ён-хе.
Её сестра, взвалившая на себя ответственность за несколько жизней и только на пороге собственного бессилия и полной утраты семьи и себя понявшая, что она всю эту жизнь была трусихой. Она не быстро повзрослела, ей было страшно показывать свои мысли отцу, тогда как младшая Ён-хе открыто заявляла о своих претензиях почти всегда пьяному отцу. За что и платилась и в детстве, и в замужестве. Лишь отказ от крови извне мог спасти душу от тотального вымирания.
И могли ли близкие и врачи в принципе помочь вегетарианке, если душа её была за гранью спасения.
Может, родинка на теле Ён-хе — главная героиня и «ружьё» романа? Ведь она — предмет недовольства со стороны мужа и объект сексуального обожания со стороны зятя?
Мы не можем знать даже самого близкого, потому что это не дано никому. Мы не праве утверждать, что знаем, как поведёт себя кто-либо: это самообман, ложный контроль. Как это вообще возможно, если мы себя часто не понимаем, не ощущаем, не видим. Да, за собой можно и необходимо наблюдать — крайне полезное занятие, если хочешь ответить на вопрос «А что же я жду от своих действий?» Не от окружающих, а от себя, потому что первые всегда будут действовать с вашего позволения. Пусть и подсознательного.
Вопросы, которые всплывали по мере прочтения: могу ли я умереть раньше срока, потому что это моё единственное страстное желание? Если я свободна, как заверяет общество вокруг и внутренний голос, то да, никто не вправе остановить меня. Ещё должны дать орудие и предусмотреть, чтобы я ничего нигде не запачкала.
Но если меня насильно помещают в лечебницу, пичкают медикаментами и заставляют жить — остаюсь ли я свободной личностью? Социальные условности и рамки сдерживают мои порывы взлететь, когда я хочу, и поддерживают, если я всего-то хочу попрыгать на батуте между ними.
Книга вращается вокруг выбора, так же как наше повседневное существование всегда управляется им. Неизбежность выбора — это то, с чем мы сталкиваемся ежедневно. Однако есть выборы, которые мы делаем, которые являются радикальными и резкими. В более широком смысле, каждый делает выбор, но требуется много мужества, чтобы придерживаться этих решений и выбора, потому что наш выбор всегда будет иметь последствия.
Что в итоге? Будьте открыты к людям, которые делают выбор, отличный от вашего, — но не слишком, иначе вы оба потеряетесь. Задавайте вопросы о незнакомом образе жизни, а не делайте предположения, — но ответы в любом случае могут не иметь для вас никакого смысла. Если вы хотите быть хозяином своей жизни, вы должны позволить другим быть хозяевами своей, — и неважно, если они начнут разрушать себя.
Роман, который как трубка для энтерального питания, пролезает в голову и указывает на твою жизнь, на необходимость разобраться с ней прежде, чем идти в люди и что-то там делать. Ложный контроль, который, как мы думаем, у нас есть, — чувство комфорта, которое мы получаем от оценки «отлично»; от «поздравлений», когда мы получаем долгожданную работу; от «Да», которое мы слышим у алтаря. Приятно утешать себя в такие моменты, держать паранойю непрожитой, неизвестной жизни в узде. Но она никогда не вырывается. У нас никогда нет полного контроля.
И что самое волнующее, это ответ на возникший после прочтения вопрос: «А жила ли я по-настоящему все эти годы? Не приведёт ли меня отрыв от общества к более полноценной и реальной жизни?»
Вегетарианка не губит, а пробуждает жизни окружающих. Она указывает на их правду о существовании, о человечестве. Это сложно вынести, но реально. Главное — не бояться.
7137