Рецензия на книгу
Западня для Золушки
Себастьян Жапризо
Аноним26 мая 2025 г.Когда нам тринадцать лет, это называют разными красивыми словами: жажда нежности, сиротская доля, тоска по материнскому теплу. А когда нам восемнадцать, вместо красивых слов употребляют отвратительные медицинские термины
Роман Себастьяна Жапризо — это не просто страница в мире художественных слов, а целый запутанный клубок мыслей и загадок, искусно сплетённый французским автором, известным мастерством выстраивать психологические лабиринты и головоломки. Книги Жапризо нередко становились кинолентами, ибо кинематографичность пронизывает их до самой глубины. В этом произведении он демонстрирует доскональное погружение в человеческую память и личность, доказывая их хрупкость, эфемерность, недолговечность, ведь даже одно огненное касание может сжечь все воспоминания, заменив их пустым пеплом. И мы — читатели-наблюдатели смотрим на загадочное исчезновение истинного «я».
Книга повествует о Мишель, девушке, выжившей после пожара, но потерявшей память. Она просыпается в больнице и пытается осознать, кто она, что произошло, и, главное, что было до рокового происшествия. Все вокруг шепчут ей одну и ту же историю, вкладывают в её чистый, невинный разум чужие (или подлинные) воспоминания, но она не узнаёт себя в этих рассказах. Ведь у неё совсем нет прошлого, она словно новорожденное дитя, но уже взрослое, в зрелом теле. В этом кружении обрывков чужих фантомов историй других Мишель старается найти ту тончайшую нить, которая приведёт её к разгадке. Ходит слух, что она причастна к поджогу, в котором погиб человек. Так кем она является: невинной жертвой или опасной преступницей? Это столкновение внутренней пустоты и внешней лжи формирует стержень всей книги, образуя не просто внешний, а глубинный конфликт: человек против своей собственной непознаваемой, ускользающей идентичности, против призраков собственного сознания. Она должна разгадать не загадку поджога, а загадку собственного разума. Она борется не с одним лишь подозрением окружающих, а с собственным опустевшим разумом.
Название книги заключает в себе многослойный смысл, и определить кто Золушка, а кто мачеха-злодейка предстоит читателю только в последних строчках романа. Название прямо указывает на «ловушку», капкан, в который угодила девушка. Ловушка скрывается в пустоте ума, в ложной идентичности, которую она вынуждена носить, как чужую, износившуюся, личину. Золушка оказалась на острие этого двойного, совершенно противоположного, пути — путь обретения своей подлинной личности, а одновременно и попыток избежать участи убийцы.
Через подтекст романа проглядываются идеи об уязвимости нашей психологии перед давлением мира, о том, что правда далеко не всегда бывает именно такой, какой мы её хотим видеть. Здесь можно заметить аллюзии к знаменитой притче о кривых зеркалах: то, что кажется нам отражением действительности, может быть искажено до неузнаваемости. Автор играет с читателем, словно виртуозный пианист на огромной сцене: каждая нота важна, каждое слово скрывает тайны.
И всё же, при всём величии закрученного и продуманного сюжета, есть маленький нюанс, который делает книгу не идеальной: начало романа, когда, несмотря на кажущуюся простоту, оказывается довольно сложным для понимания из-за разрозненности, прерывности, фрагментарности сознания главной героини. Такое писательское решение — блестящий, но и слегка коварный ход. Он, разумеется, нужен для наилучшего погружения в ментальное, душевное состояние героини, в её разбитый внутренний мир, однако вызывает растерянность.
14213