Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Повесть об оплате за добро

Рюноскэ Акутагава

  • Аватар пользователя
    Аноним26 мая 2025 г.

    Философия добра и смерти.

    Тем, кто уже прочёл новеллу Акутагавы Рюноскэ " В Чаще" ( ссылка на мою рецензию здесь: https://www.livelib.ru/review/4795582-v-chasche-ryunoske-akutagava), будет и легче, и интереснее тропой витиеватой идти к конечной цели, имея разные исповеди тех персонажей, что наполняют это очень ёмкое и глубокое произведение. Не хочется называть его рассказом или новеллой, пожалуй, это есть ИСПОВЕДЬ ТРЁХ ДУШ и они ЧЕСТНЫ ПРЕД СОБОЙ И ПЕРЕД БОГОМ.

    Три части, три исповеди, ведущие к горькому, но глубоко философскому финалу.
    РАССКАЗ АМАКАВА ДЗИННАЯ.
    Знаменитый вор, о котором слагают легенды, которого давно ждёт плаха и топор, пробирается ночью в храм не для того, чтобы поживиться чем-либо, а для того, чтобы попросить священника помолиться за упокоение души СОВЕРШЕННО НЕЗНАКОМОГО ЕМУ ЧЕЛОВЕКА. Но, видимо, без подробного рассказа никак не обойтись, тут и ставит автор перед нами первый поворот истории.
    История же, начинаясь как простое ночное ограбление богатого дома "Торговый дом Ходзея", перерастает сначала в подслушивание ночного разговора престарелых хозяев, оказавшихся перед фактом внезапного банкротства, а затем перед воспоминанием молодости о добре, которое было со стороны самого хозяина дома. Да, он, будучи мореплавателем, спас молодому Амакава Дзиная жизнь. ДОБРО ДОЛЖНО БЫТЬ ОТПЛАЧЕНО ДОБРОМ, а потому ...


    О том, что было дальше, вы можете догадаться и без моего рассказа. Я дал обещание отплатить за добро: чтобы выручить «Дом Ходзея» из беды, я обещал в три дня, ни на день не погрешив против срока, достать шесть тысяч кан] серебра…

    РАССКАЗ ХОДЗЕЯ ЯСОЭМОНА.
    Два года прошло со времени ночного непрошенного визита вора, обещавшего выручить из беды хозяина.


    Это случилось два года назад, зимой. Из-за непрерывных штормов мой корабль «Ходзея-мару» затонул, деньги, вложенные в дело, пропали, – одна беда шла за другой, и в конце концов «Торговый дом Ходзея» не только разорился, но и совсем дошел до крайности. Как вы знаете, среди горожан есть только покупатели, а человека, которого можно было бы назвать товарищем, нет. И наше дело, как корабль, втянутый в водоворот, пошло ко дну. И вот однажды ночью… я и теперь не забыл ее… ненастной ночью мы с женой разговаривали, не думая о позднем часе. И вдруг вошел человек в одежде странствующего монаха, с иноземным капюшоном на голове. Это и был Амакава Дзиннай. Я, конечно, и испугался и рассердился. Но когда я выслушал его – что же оказалось? Он пробрался в мой дом, чтобы совершить воровство, но в чайной комнате еще горел свет, слышались голоса, и когда он через щель фусума заглянул внутрь, то увидел, что Ходзея Ясоэмон – тот самый благодетель, который двадцать лет назад спас ему, Дзиннаю, жизнь.
    И вот, по словам Дзинная, оказалось, что он в отплату за старое добро хочет, если это будет в его силах, выручить «Дом Ходзея» из беды и спрашивает, как велика сумма, потребная в настоящее время. Я невольно горько усмехнулся. Чтобы деньги мне достал вор – это не только смешно. У кого водятся такие деньги, будь это хоть сам Амакава Дзиннай, тому незачем забираться в мой дом для воровства. Но когда я назвал сумму, Дзиннай, слегка склонив голову набок, как ни в чем не бывало обещал все сделать, предупредив, что в эту ночь ему трудно, а через три дня он достанет. Но так как потребная сумма была немалая – целых шесть тысяч кан, то ручаться, что ему удастся ее достать, нельзя было. По моему же мнению, чем полагаться на то, сколько выпадет очков в игре в кости, лучше было считать, что дело это ненадежное.

    Прошло условленное время. Когда хозяин ночью обратил внимание на шум во дворе, то увидел картину борьбы двух людей. Один из них был Дзинай, переодетый монахом, а вот другой же, менее сильный сумел убежать и перелезть через ограду.

    Когда пробила уже третья стража, в саду за чайной комнатой вдруг раздался шум, точно там кто-то дрался. В душе у меня, конечно, блеснула тревожная мысль о Дзиннае: уж не поймали ли его караульные? Я раздвинул седзи, выходившие в сад, и посветил фонарем. Перед чайной комнатой, в глубоком снегу, там, где свешивались листья бамбука, сцепились двое людей, но не успел я разглядеть их, как один из них оттолкнул накинувшегося на него противника и, прячась за деревья, бросился к ограде. Шорох осыпающегося снега, шум, когда перелезали через ограду, и наступившая затем тишина показывали, что человек благополучно перелез и спрыгнул где-то по ту сторону: Но тот, кого он оттолкнул, не стал гнаться за ним, а, стряхивая с себя снег, спокойно подошел ко мне.
    Так кто же был тот, кто напал на вора?
    Так кто же посмел поднять руку на легендарного и искушённого в драках Дзиная?
    НЕ ТОТ ЛИ, КОГО САМ ХОЗЯИН ВЫГНАЛ ИЗ РОДНОГО ДОМА?
    НЕ ТОТ ЛИ, КТО С ДЕТСТВА ЗНАЛ ЭТОТ ДОМ?
    Но вскоре, после благодарственного визита Дзиная с обещанными деньгами разнеслась молва о его поимке. Конечно же, хозяин дома пошёл смотреть на отрубленную голову вора, выставленную на площади для всех.
    НО КОГО ЖЕ ОН УВИДЕЛ?
    ЧЬЯ ГОЛОВА БЫЛА НАСАЖЕНА НА ТРИ БАМБУКОВЫХ ШЕСТА?
    УЖ ВЕРНО НЕ ДЗИНАЯ!!!

    РАССКАЗ ПОРО ЯСАБУРО.
    Он и проливает свет на финал этой истории.
    Он и расставляет все точки над теми вопросами, что были до этого.
    Он и СТАВИТ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК ЭТОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ.
    НО ОН И ОСТАВЛЯЕТ ФИЛОСОФСКОЕ МНОГОТОЧИЕ : что есть добро для нас, и есть ли смерть добро для нас.
    Читайте, размышляйте. Проза Акутагавы Рюноскэ восхитительна и многослойна.

    31
    116