Рецензия на книгу
Дама в автомобиле в очках и с ружьем
Себастьен Жапризо
Аноним25 мая 2025 г.Жила-была во Франции «серая мышка» Дани Лонго. Такая стереотипная. Симпатичная, но зажатая. В темных очках, чтобы скрыть близорукость, о которой, впрочем, не догадывается только ленивый. Одинокая в свои 26 лет. И если нужная кому, то только как умелая работница, неконфликтная и предсказуемая.
Но всё же живой человек, с мечтами и надеждами. И когда в её руках оказываются ключи от шикарного автомобиля, а в конверте солидная сумма денег, поддаётся искушению. Дани едет на море, о котором давно мечтала. Вот только поездка эта оказывается далеко не безоблачной: молодую женщину узнают люди, с которыми она ни разу в жизни своей не сталкивалась. Так начинается интрига.
Жапризо делает всё, чтобы читатель до финала гадал: девушку подставляют, или это у неё просто крыша течёт? Хотя лично я поняла, в чём тут дело, очень быстро. Слишком мал здесь список подозреваемых, к тому же пол преступника (или человека, замешанного во всем этом) указан ясно, а сама Дани раскрывается с иной стороны. Оказывается, несмотря на строгое монастырской воспитание, она не была ангелом. И однажды совершила ошибку, походя сломав чужую судьбу. Так что тут есть ещё и мотив.
Теоретически, можно было бы здесь показать, как «серая мышка» отращивает себе крепкие коготки. И автор это хочет. Но получается плохо. Дани с одной стороны включает и разум, и логику. А с другой – ведёт себя так, что в реальной жизни её давно бы уконтропупили. Если не на смерть, то в травматологию точно.
Главной героине противопоставлена бывшая подруга. Анита – стереотипная стерва. Карьеристка, эгоистка, манипуляторша. И одновременно дура. С одной стороны – творит явно непотребные вещи. А с другой – жалко её. Иногда лучше скучная жизнь «серой мышки», из монастырского приюта, чем весёлое продавливание границ. Впрочем, в психологию автор здесь не особо углубляется. Гораздо больше уделяет времени её мужу.
Г-ну Каравею посвящена вся последняя часть. Здесь Жапризо старается, чтобы читатель понял его правильно. Но то, что в годы создания романа, возможно, было трогательным, по нынешним временам звучит дико. Посему из страдающего и непонятого романтического героя Каравей превращается в абьюзера и просто мудака.
А в целом получилось слабо.
Не детектив, не мелодрама, не даже мистика, хотя в неё автор играть тоже пытается. Сплошные клише.12222