Рецензия на книгу
The Gift of Rain
Tan Twan Eng
Аноним25 мая 2025 г.Я решила прочитать эту книгу, потому что мне очень понравилась история и ритм “Сад вечерних туманов”, которая попалась мне в прошлом месяце. В этом месяце у меня “азиатский” вектор, поэтому вторая книга автора стояла как приоритет для прочтения. Очень много структурной похожести, но при этом “Дар дождя” намного динамичнее, хоть первая часть и более менее медитативная.
В чем похожесть с первой книгой?
Место действия - Малазийа, родина автора. Так же два пласта времени - настоящее и прошлое, и главный герой (пожилой человек) рассказывает свою историю “незванному” незнакомцу. Если в первой части это был коллекционер и поклонник второго главного героя, то во второй части это была возлюбленная. В прошлом будут два героя - сам/а главный герой, который либо прошел через тернистый путь и время послевоенное (“Сад вечерних туманов”) либо только начинается война / в предвкушении войны (“Дар дождя”), и учителем героя становится второй главный герой - японец с таинственной биографией и недосказками о прошлом/настоящем/будущем (в “Саде” было более завуалировано), и с особыми навыками, которые передаются ГГ (в “Саде” - японские сады, в “Дожде” - боевые искусства). И обычно показываются высшие слои общества Малазийи.Разумеется, сама история, персонажи и темы, которые затрагивает автор полностью отличаются.
В этот раз читатель встречает - Филипа, четвертого ребенка богатого промышленника / магната на острове Пенанг (Малазийа). Проблема в том, что если трое его старших сиблингов - чистокровные англичане, выросшие на острове (компания - третье поколение), то он - полукровка. Его мать - малазийская китаянка (а дед - тоже очень богатый человек), которая умерла, когда он совсем был ребенком. И в итоге он растет с ощущением, что нигде не может прибиться, потому что везде он не свой.
В последний год школы у них арендует остров весьма странный человек - японец Эндо-сан, который начинает тренировать Филипа в айки-дзюцу, боевому искусству и философии. Все это происходит в предверии Второй мировой войны, и молодой парень привязывается к своему сенсэю. И ему очень помогают новые навыки полностью пересмотреть свою жизнь и мир, и даже сблизиться с семьей. В том числе и со своим дедом, который полностью отстуствовал в его жизни, потому что он был против брака своей дочери с отцом Филипа.Да вот только проблема - начинается война, и через какое-то время Япония оккупирует Малазийу. Эндо-сан даже не скрывается, и он начинает работать со своим правительством, чтобы исполнить “долг”. На самом деле там намного более неоднозначная история, в том числе и с сэнсеем самого Эндо-сана и его другом (к примеру, сама война противоречит главным постулатам философии), и с его семьей, и Эндо-сан сам как будто бы разрывается на части. Но это ничто по сравнению с тем, что и как начинает делать Филип и что внутри, в его душе и в размышлениях. По сути, можно сказать история “коллаборанта”, но все намного сложнее, потому что это только присказка. На самом деле это история молодого человека, который только только начал раскрываться миру и искать свой путь, как война оборвала все ниточки к “нормальности” и из-за позиции и желания защитить свою семью, а также сделать “правильные поступки” (когда правильного практически нет), получилось “как всегда”: больно, трагично, сложно и запутанно.
Как и “Сад вечерних туманов” эта книга привела меня в восторг. Во-первых, продолжилось знакомство с тремя (!!!) культурами (а не только малазийской): малазийская, японская и даже китайская (через дедушку, очень понравилось некое углубление в китайские традиции и менталитет). Несмотря на то, что история про Циси оказалась полным bs, было интересно увидеть другую интерпретацию этого персонажа, а так же получить “саммари” своих ощущений от опять же - только что прочтенных “Императрица Орхидея” и “Воспоминания императрицы” (а так же косвенно - всего остального). Во-вторых, сама история захватывает и несмотря на некоторую неторопность в стиле, сюжет + рост персонажа + много всяких вкусняшек / интересностей, делают книгу на ощущение “остросюжетной” и невозможно оторваться. В-третьих, темы японской культуры, которые поднимаются и показываются с разных ракурсов с помощью метода ученик-учитель, очень крутая фишка. В этот раз было погружение в боевые искусства, но для учителя философия не только как что-то абстратное, а именно как часть жизни, а даже может и директив для нее - очень важна (и для ученика становится настоящим трамплином не только в этом навыке, но и в личном росте персонажа). Некоторые вещи, к примеру, о реинкарнации, очень многих людей раздражали (сужу по рецензиям), но мне зашло очень сильно, потому что интересная тема и тоже иногда начала задумываться о ней (“а что если после смерти что-то есть?”), чисто гипотетически.
В общем и в целом - даже несмотря на то, что я вроде бы читала книгу медленно, мне безумно понравилось и когда выдался свободный день, 80% проглотила буквально за один вечер.
***Вердикт: отличная книга, очень много разных интересностей. Погружение в этот раз не только в новую культуру / страну - Малазийю, но и в две других культуры - китайская и японская. Совсем не жалею, что прочитала. И очень благодарна Уютной Кофейне, что подтолкнула меня на “азиатский” путь, потому что прямо ощущается как все эти книги, прочитанные в такой короткий промежуток времени, перемешиваются и дополняют друг друга.
18240