Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собор Парижской Богоматери

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    ValeriaZvyag23 мая 2025 г.

    Аплодирую стоя


    Известен ли вам термин "пассионарность"? Это концепция, выработанная Львом Гумилёвым, которая гласит, что существует категория людей, обладающая большой внутренней силой: они способны достигать больших высот и своими действиями менять окружающее их пространство, в том числе, и общество.
    Читая книги Гюго, у меня создалось стойкое впечатление, что данный автор обладал указанным качеством.

    Собор Парижской Богоматери - одна из самых "быстрых" книг Гюго. Её он писал чуть меньше полугода.
    Роман был написан в ответ на серьезный духовный кризис, который переживала Франция в первой половине XIX века. В то время собор находился под угрозой сноса. Гюго хотел привлечь внимание общества к проблеме разрушения исторических памятников и пробудить интерес к национальной истории.
    Данная история стала его оружием, и уже после ее популяризации во Франции началось общественное движение за сохранение и реставрацию памятников архитектуры, что помогло сохранить сам собор.

    Собор является героем романа. Ему посвящено много страниц описаний, в его стенах разворачивается сюжет, вокруг него вертятся судьбы героев. В зависимости от того, кто в него входит, кого описывает нам автор, этот памятник архитектуры выступает перед нами в самом разном свете: от прекрасного образца культуры до устрашающего здания из грубого камня.

    Автор удивляет большое внимание вопросу упадка зодчества, проигравшего книгопечатанию. Он размышляет на тему того, почему так произошло и к чему это может привести, сожалея о наступившей действительности.

    На фоне этих рассуждений происходят бурные события в судьбах героев.
    В романе поднят ряд важных тем: добро и зло, платоническая любовь и запретная похоть, материнское горе, обманчивость красоты внешнего облика, тревиальность юстиции и власти и многое другое, что я могла забыть или даже не заметить.
    Конец романа в стиле Гюго: трагичная поэтичность, хотя уже с самого начала было понятно, что здесь счастливого конца не будет.
    В книге Гюго изобразил Париж с его "темной" стороны: французское общество конца XV века с его жестокостью, социальным неравенством и борьбой между разными слоями населения. Париж представлен как город контрастов, где богатые живут в роскоши, а бедные страдают от нищеты и несправедливости.
    Власть принадлежит церкви и аристократии, а простые люди практически бесправны, толпа легко поддается эмоциям, осуждая и преследуя тех, кто отличается от большинства.
    Духовенство обладает огромным влиянием, но часто действует не во благо народа, а ради собственной выгоды. Также  Гюго уделяет внимание жизни бедняков, цыган и преступников, показывая их борьбу за выживание.

    В целом книга оказала на меня большое впечатление, однако, читать мне ее было достаточно трудно из-за обильного количества описаний и рассуждений, которые здесь встали на первое место, не уступая сюжету.






    9
    154