Рецензия на книгу
Собор Парижской Богоматери
Виктор Гюго
ValeriaZvyag23 мая 2025 г.Аплодирую стоя
Известен ли вам термин "пассионарность"? Это концепция, выработанная Львом Гумилёвым, которая гласит, что существует категория людей, обладающая большой внутренней силой: они способны достигать больших высот и своими действиями менять окружающее их пространство, в том числе, и общество.
Читая книги Гюго, у меня создалось стойкое впечатление, что данный автор обладал указанным качеством.
Собор Парижской Богоматери - одна из самых "быстрых" книг Гюго. Её он писал чуть меньше полугода.
Роман был написан в ответ на серьезный духовный кризис, который переживала Франция в первой половине XIX века. В то время собор находился под угрозой сноса. Гюго хотел привлечь внимание общества к проблеме разрушения исторических памятников и пробудить интерес к национальной истории.
Данная история стала его оружием, и уже после ее популяризации во Франции началось общественное движение за сохранение и реставрацию памятников архитектуры, что помогло сохранить сам собор.
Собор является героем романа. Ему посвящено много страниц описаний, в его стенах разворачивается сюжет, вокруг него вертятся судьбы героев. В зависимости от того, кто в него входит, кого описывает нам автор, этот памятник архитектуры выступает перед нами в самом разном свете: от прекрасного образца культуры до устрашающего здания из грубого камня.
Автор удивляет большое внимание вопросу упадка зодчества, проигравшего книгопечатанию. Он размышляет на тему того, почему так произошло и к чему это может привести, сожалея о наступившей действительности.
На фоне этих рассуждений происходят бурные события в судьбах героев.
В романе поднят ряд важных тем: добро и зло, платоническая любовь и запретная похоть, материнское горе, обманчивость красоты внешнего облика, тревиальность юстиции и власти и многое другое, что я могла забыть или даже не заметить.
Конец романа в стиле Гюго: трагичная поэтичность, хотя уже с самого начала было понятно, что здесь счастливого конца не будет.
В книге Гюго изобразил Париж с его "темной" стороны: французское общество конца XV века с его жестокостью, социальным неравенством и борьбой между разными слоями населения. Париж представлен как город контрастов, где богатые живут в роскоши, а бедные страдают от нищеты и несправедливости.
Власть принадлежит церкви и аристократии, а простые люди практически бесправны, толпа легко поддается эмоциям, осуждая и преследуя тех, кто отличается от большинства.
Духовенство обладает огромным влиянием, но часто действует не во благо народа, а ради собственной выгоды. Также Гюго уделяет внимание жизни бедняков, цыган и преступников, показывая их борьбу за выживание.
В целом книга оказала на меня большое впечатление, однако, читать мне ее было достаточно трудно из-за обильного количества описаний и рассуждений, которые здесь встали на первое место, не уступая сюжету.9154