Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Hunger Games

Suzanne Collins

  • Аватар пользователя
    RuckClevises28 июня 2015 г.

    "Прекрасна после бури тишь..."


    Три с половиной года назад вышло в свет посредством выхода на экран детище Коллинз и начало свою карьеру бестселлера со всеми сопутствующими: поначалу весьма приличная, но постепенно редеющая свита фанатов, пара тут же снятых пародий, и, куда же без этого, армия эстетов-хейтеров, охотников за штампами и нестыковсками, непримиримых врагов ширпотреба. В отличии от "Гарри Поттера", чье победоносное шествие по миру не остановили даже возмущенные возгласы некоторых особо рьяных священнослужителей и "Сумерек", в которые еще не бросил камень только ленивый, а также менее удачливых "коллег" по подростково-антиутопическому жанру вроде "Делириума" и "Дивергента", которым, несмотря на относительную популярность суждено остаться проходящими произведениями, судьба "Игр" в современной литературе еще не решена. А все потому, что на каждый удачный ход у автора как будто нарочно находится мелочь, без которой было бы написано куда лучше. В подробностях ниже.
    Начнем, пожалуй с хорошего.

    Плюс первый. Язык. Как ни странно, но в данном случае он берет своей простотой - таково мое мнение! Не стоит забывать, что рассказ ведется от первого лица. И войти в образ провинциальной девчонки с грубоватыми манерами Коллинз удалось. Стоило ли ждать изящных речевых оборотов от Китнисс, которая за свою жизнь едва ли прочла хотя бы одну книгу? (И это не ее вина!) А воссоздать ироничную прямолинейность, свойственную деревенским подросткам тоже дорогого стоит.


    Плюс второй, вытекающий из первого. Героиня. Все-таки, это не Мэри Сью, как заявляют многие, хотя заявляют не безосновательно. Но об этом позже... Такой "Китнисс " встречаются, и чаще это парни, обитатели спальных районов любого города. Невежественны, грубы, плохо разбираются в том, что творится за пределами родного Мухосранска, но за своих порвут глотку и не только. При правильном использовании этому типажу др Мэри Сью, как до Луны.


    Плюс третий. Герой. Без Пита, привычка Китнисс прежде делать, а потом думать не позволила бы ей стать тем, кем она стала. И именно его умение подстраиваться под обстоятельства и грамотно выбирать тактику поведения в них, так бесившие Китнисс на протяжении всего повествования, вкупе с ее безбашенной решительностью помогли им выжить. Между прочим, и в реальной жизни тихие серые кардиналы Питы действуют за спинами крутых, но едва ли разбирающихся в обстановке Китнисс.

    Плюс четвертый. Вселенная "Игр". Если мы начнем выискивать недоработки в антиутопиях, неизвестно, где их окажется больше - в "Играх" или в признанном всеми "1984" Оруэлла. В отличие от прочих авторов подростковых романов о деспотичном будущем, Коллинз, когда писала свою трилогию думала не только о том, как бы придумать фон пострашнее, на котором герой мог бы как можно пафоснее сражаться с системой. "Игры" поднимает на уровень выше и приближает к серьезной антиутопии факт, что мир, в котором происходит действие, имеет свои аллегории на настоящее. Причудливые костюмы капитолийцев напоминают наряды сегодняшних знаменитостей вроде Леди ГаГи и Ники Минаж. А восторг, с которым те встречают детей, прибывших на бойню - наше лживое восхищение такими вот звездами, которые жертвуют символические суммы на помощь таким же детям из развивающихся стран ради пиара. Сама Коллинз говорила, что идея "Игр" пришла к ней во время просмотра телерепортажа о войне в Ираке. Глядя на современную политическую картину в мире думаешь: а не стравливает ли Америка (кстати, Капитолий - одно из главных зданий в Вашингтоне) страны третьего мира, подобно тому, как стравливали трибутов на арене? А мы, мельком услышав репортаж о том, как убивают людей за тысячи километров от нас, предпочитаем переключиться на другой канал, чтобы посмотреть те же "Голодные Игры" и подивиться, как же деградировало это общество будущего, раз может так спокойно наблюдать за кровавой резней.

    Плюс пятый. Нравственный посыл. Даже если чаша с доказательствами, что Китнисс - Мэри Сью перевесит, нужно помнить, что Мэри Мэри рознь. Даже идеализированного персонажа писать нужно уметь. Это может быть пример для подражания, а может быть собрание всех комплексов автора, приправленное неожиданной крутостью. В случае с нашей героиней это будет первый вариант. Самопожертвование, готовность на все ради дорогого человека и, наконец, умение остаться собой в чужой игре (правда, это уже в следующих книгах) - вот чему учит нас история Китнисс.

    Теперь настало время книгу поругать.

    Минус первый. Гипервезение. Сама-то по себе Китнисс не Сью, зато автор, кажется, из кожи вон лезет, чтобы ей этот почетный титул присвоить. Ну не могут особе с таким характером достаться сразу все лавры! Для этого нужно быть хотя бы поумней, как Пит. А тут на героиню подарки судьбы ни с того ни с сего сыпятся и сыпятся.


    Минус второй. Обстановке уделено непростительно мало внимания. Коллинз придумала великолепную аллегорию на современный разделенный мир: где-то у нас говорят о проблемах общества потребления, а где-то ежедневно умирают от голода. Придумала.. и занялась описанием нарядов Китнисс. Да лучше бы задействовала в ее приключениях больше, чем только одного трибута со стороны. А через их образы обрисовала бы и более точную картину Панемского общества. Но нет же, всю подготовку к Играм и на самой арене наша героиня гуляет почти что в гордом одиночестве, разбавленном лишь Питом и милой девочкой Рутой.


    Минус третий. Да простят меня фанаты Гейла... но я совершенно не понимаю зачем Китнисс нужен был парень номер два! Драма, связанная с любовным треугольником, на фоне творящейся вокруг жести выглядит как минимум жалко. В отличие от Пита, он-сплошное клише, встречающееся и в том же "Дивергенте" и "Делириуме", а так же в уж совсем очевидной антиутопической бездарщине. Недоступный, но готовый на все ради нашей героини, а в итоге остающийся не у дел, но уж точно в сердцах у юных фанаток. Создается впечатление, что именно для них этот идеал мужчины и был написан. Только вот он отнял у автора время на то, чтобы вплести в сюжет линию, которая бы приблизила "Игры" к планке "настоящая литература ", а не "чтиво для девочек-подростков".

    Итак, вердикт: многие считают, что женщины всегда пишут в целом хуже мужчин. Не согласна с этим, ибо могу привести уйму примеров женщин, пишущих очень серьезные вещи. Но вот Сьюзен, несмотря на ее очевидный писательский талант, именно пол и подвел. Ну какой же представительнице прекрасной половины человечества не захочется помечтать на тему фантастических платьев или мегакрутых парней? И Коллинз не устояла перед соблазном, чем нешуточно подпортила свое творение. Тем не менее, "Голодным Играм" забвение вряд ли грозит, так как, у читателей, чьи вкусовые запросы не запредельно высоки они, благодаря своему умению держать в напряжении, покинут разряд "Любимые книги " нескоро.

    4
    41