Рецензия на книгу
Двойная жизнь
Каролина Павлова
Аноним21 мая 2025 г.По следам книги Ирины Савкиной открыла для себя творчество Каролины Павловой, одной из самых ярких поэтесс середины XIX века. Она переводила на французский и немецкий языки Пушкина, Вяземского, Баратынского, печатала свои стихи в журналах, была хозяйкой собственного литературного салона.
У Павловой было личное понимание роли женщины-поэта. Она боролась за женское право на речь, за обретение голоса, преодоление немоты. Ее эмоциональные тексты наполнены рефлексией о сокровенной жизни души, сопротивлении пошлости повседневности.
Я прочитала её очерк «Двойная жизнь». По структуре он необычен: фрагменты прозаических описаний сменяются стихотворениями. В прозе описывается обычная судьба светской девушки XIX века на пороге замужества. А в поэтической части через сновидения предстает ночная жизнь ее души, на самом деле души поэта. И только во сне она обретает голос.
В своем произведении Павлова выступает с критикой женского мира своего времени, уродливого воспитания девочек, правил высшего света, полного двуличия, пустословия, снисхождения к сильным мира. Когда развитие воображения подавлялось как враг приличия, когда на девочек с детства надевали «умственный корсет», когда все сводилось к тому, чтобы подавить внутреннюю жизнь души, когда невинные девушки после вступления брака сразу окунались в пошлость светских приличий. Это ли не двойная жизнь?
«Она теперь смутно и безотчетно чуяла что-то ложное. Но что и где? во внутреннем или внешнем ее быте - этого она не смела отыскивать и уяснять... увы! вся ее жизнь была только долгая и беспрерывная ЛОЖЬ!».
Самое же страшное, по мнению писательницы, кто были воспитателями? Сами женщины! Неужели они были довольны своей жизнью? Не разочаровались? Что были готовы собственных детей отдать на растерзание такой же судьбе.
«Бывали примеры, что люди падали с третьего этажа на мостовую и оставались невредимы; почему не столкнуть и дочь?».
Среди привычных нам мужских произведений XIX века, где девушки вздыхают в глубине сада и падают в обмороки, Павлова звучит свежо, иронично и, самое главное, честно.
684