Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Сирена

Тиффани Райз

  • Аватар пользователя
    Elen821 мая 2025 г.

    Данный отзыв будет охватывать весь цикл "Грешники", поэтому далее будет много около спойлеров.

    Последнее время очень популярны дарк романы и во многих из них частенько фигурирует священнослужитель ("Исповедь" Симоне, "Узы греха" Годвин, "Перекрещенные" Макинтайр, "Иуда" Обрэу - те, кто первыми приходят на ум). Поэтому когда аннотация сообщает, что нас тут ждёт священник-садист с БДСМ-замашками, то глаза закатываются. Но priest-кинк оказался сильнее и руки таки потянулись познакомиться с очередной попыткой почесать запретное, ибо как говорилось в книге "В тени алтарей" Миколайтиса-Путинаса:


    "Для нас, женщин, неженатые священники — самые интересные мужчины. Если бы католическая церковь отменила целибат, женщины лишились бы самых утонченных наслаждений".

    Стоит сразу отметить, что Райз/Райш/Рейш написала Сирену раньше, чем вышли вышеперечисленные любовные романы. И она отличается от них своим стилем. Хотя бы тем, что написана от третьего лица, а в своем эротических любовных романах почти всегда первое (тем забавнее, что сама писательница подтрунивает над этим моментом в книге).

    Складывается впечатление, что изначально роман планировался одиночкой, но доля популярности сыграла свою роль и... начался бездумный хаотичный конвейер: какой кусок жизни сочинился первым, такой и опубликую.
    Прочтя весь цикл и окинув его взглядом, почти очевидно, что никакого плана у Тиффани не было. Из книгу в книгу мы слышим одну и ту же историю. Честно, когда в повествовании появлялся новый персонаж мне хотелось крикнуть ему: "Беги! Тебе сейчас расскажут драматичную драму из жизни Сорена, Норы и Кинга".

    Давным-давно при чтении Энн Райс (к ней ещё вернусь), попадались сноски, которые лично меня очень раздражали: а об этих событиях вы можете прочесть в таком-то томе. Что ж... Всё познаётся в сравнении, тут тебя никуда не пошлют, а в каждом (!) томе будут рассказывать одно и то же (не играйте с этим циклом в игру "пью каждый раз, когда" - можно спиться).

    Весь цикл из 9 книг можно было бы легко сократить до 3-4 (выбросив все повторы и лишних персонажей, которые ничего особо в сюжет не привносят), если бы Райш изначально знала, что хочет рассказать о героях. Тогда бы вышла очень крепкая эротическая трилогия с высокой концентрацией психологизма (он у Райш есть, но размыт смысловой водой). С учётом того, что у неё есть весьма удачные зарисовки (Исповеди, Пуансеттия), то, возможно, стоило всё повествование разбить на рассказы, из которых бы сложился пазл взаимоотношений этих персонажей.

    Именно потому, что события жизни героев разманы тонким слоем масла по огромному куску хлеба, рецензия охватывает все книги.

    Возникает вопрос: так если цикл так слаб, то почему ты читала его весь?

    Надо признать, что Тиффани достаточно остроумна и обладает сносным авторским языком (её главная проблема - сюжет). Диалоги её героев интересно читать, очень много цитат хочется сохранить (что и делала). Она любит оставлять пасхалки на вещи, которые её вдохновляют. В тексте есть отсылки на Анаис Нин, Спящую красавицу Рокелор (Энн Райс), "Цементный сад" Макьюэна, "Цветы на чердаке" Эндрюс. По сути вся история детства Сорена Магнуссена словно переосмысленная компиляция двух последних вещей.
    Игра Норы с Сореном в шахматы - это привет "Седьмой печати" Бергмана.

    Но тут есть некоторая засада. Тем, кто читает современные эротические романы, эти отсылки ничего не скажут, а те, кто их смог бы считать, подобную литературу обходят стороной. Поэтому есть ощущение, что Райш подмигивает кому-то в почти пустом помещении (подмигивание может уловить не очень большой процент читательниц).
    Для любительниц откровенных книг в Сирене интимные сцены достаточно скупы на чувственность (и в романе сама же Райш объясняет почему так), а для ценителей более серьёзной литературы в книгах Райш слишком мало сюжета и чего-то ценного по смыслу/проблематике.

    Её книги намного ближе к Лорел Гамильтон (это имя тут тоже неспроста), чем к популярным дарк романам 2020-годов, оттого вызывают отчасти чувство ностальгии.

    Советовала ли бы я читать Сирену? Да. В ней есть интересные разговоры и размышления о литературе. Тиффани словно через свою героиню пытается выяснить, может ли эротика претендовать на серьёзную прозу.

    Советовала ли бы я читать весь цикл? Нет. Потому что дальше в Райш просыпается фикрайтерка, которую не устраивало, что в паре Луи-Лестат Клодия не сыграла судьбоносную роль; которая захотела написать собственную AU (альтернативная реальность) с Жан-Клодом и Ашером (Лорел Гамильтон), где жажду крови заменила жаждой боли. Половая дисфункция Сорена очень напоминает вампирическую немощь без свежей крови. А в образе Кингсли легко угадывается смесь Лестата и Жан-Клода.
    И в погоне за закрытием своих читательских гештальтов Тиффани впихивает в портреты персонажей невпихуемое. Очень забавно слышать от героя, что в сексуальном плане его привлекает исключительно женский пол, с юности имел идеал женщины, а потом мы узнаём, что одна из главных любовей его жизни - мужчина. Зная из интервью любовь Тиффани к Энн Райс (и Гамильтон?), создаётся чёткое ощущение, что ноги бисексуальности растут именно оттуда. И именно оттуда же герои наполняются пафосом, который в книгах про вампиров ещё смотрится нормально (пусть и утомительно), но в романах про повседневность кажется уж слишком театральным и надуманным.
    Так уж выходит, что частенько писательницы, увлекаясь двумя прекрасными мужчинами в паре, совсем забывают про женского персонажа. Если в Сирене Нора - яркая, своенравная, но неглупая женщина, то дальше Тиффани словно забивает на неё, её развитие, влюбившись в пару Сорен-Кинг.

    Тиффани - тематик (или консультировалась с практикующими Тему) и католичка. Гремучая смесь, но именно благодаря ей БДСМ-практики здесь очень реалистичны: что-то может вызывать отторжение и тревогу - и это, как ни странно, плюс. От сцены в душе из "Сирены" не по себе. Хуже неё только сцена в лесу из "Принца", но та тоже достаточно хорошо написана.

    Осведомленность в религии делает разговоры о ней вполне осмысленными.
    Проблема многих эротических романов про священников: герои носят колоратку как атрибут одежды, а не символ. Они совершенно не воспринимаются служителями Господа. Удивительно, но, несмотря на всю извращённую натуру и мораль, отец Сорен Магнуссен действительно ощущается священником, который умеет говорить на тему религии.
    Если основная часть писательниц уже упомянутых дарк романов заводится на сам интим с мужчиной в сутане, то Райш нужно, чтобы у любовного интереса было нечто большее, чем просто белый воротничок и стола.
    И пока соседи по романам используют масло и свечи не по прямому назначению, отец Сорен только один раз на исповеди признался, что хотел бы взять героиню на алтаре, но никогда этого не сделает. Для Сорена колоратка и религиозные догматы - ошейник, который сдерживают чудовище, живущее в нём.
    Прикрутить бы ещё фонтан авторского любования: у нас тут и полиглот, и прекрасный пианист, и самый красивый и проницательный мужчина на свете под 2 метра ростом.
    Вас не заводят блондины в качестве любовного интереса? Субъективщина и вкусовщина, но Райш удалось создать такого инфернального блондина, который действительно привлекает (пишу, как та, кто тоже больше любит брюнетов) и за которым вполне интересно наблюдать... Как за смертоносным монстром в надёжной клетке: и понимаешь, что ужасающ, но глаз отвести не можешь.
    Тут стоит отметить, что для него писательница создаёт целый набор символов, достаточно простых, но работающих: тут и запах зимы, и аллюзии на Люцифера в дантевском аду.

    Специально или нет, но если проследить по всему циклу, то мы видим какие-то события глазами Норы, какие-то - Кинга, но никогда - Сорена. Священника мы всегда оцениваем через других персонажей и не знаем, что по-настоящему творится у него на душе. Даже в новелле "Исповеди", где сам Бог велел наконец-то раскрыть героя, Тиффани выбирает ракурс со стороны его исповедника. Тем самым персонаж остаётся для нас не до конца раскрытым. Кому-то это может не понравиться, но именно этот приём удерживает интерес к нему.
    Забавно (и далее чистейшая тоже вкусовщина), но разговоры персонажей с Сореном намного горячее, чем постельные сцены с ним же. Тут должна стоять коронная цитата из Грешников (и явно девиз писательницы):


    Настоящим садистам не нужно иметь твоё тело. Им нужно иметь твой мозг.

    А ведь цикл ещё незавершён. 9 том - "Священник" - с открытым финалом. Кто-то говорит, что у Райш открылось второе дыхание, кто-то улыбается над (провальной, будем честны) попыткой написать детектив. Но у неё получилось прописать атмосферу Нового Орлеана (опять авторский привет Энн Райс?), передать смятение Сорена, на время отстранённого от служения, но лично я хочу отметить финальную часть. Если честно, то даже не ждала, что Райш подведёт Нору к такому переосмыслению начала отношений с Сореном. И за это хочется сказать спасибо.
    Потому что в сознании многих читателей/льниц те же "Поющие в терновнике" - роман о запретной любви, хотя там больше должно передёргивать от отвращения из-за ненормального увлечения де Брикассара маленькой девочкой.
    Тиффани Райш же достаточно безжалостно ставит героев перед осознанием факта груминга, не прикрывая его никакой любовью и абсолютно никак не оправдывая. Она любит своих чудовищ за сам факт, что они чудовища. Хотя к последним книгам может показаться, что и Сорен немного смягчился, но предположим, что это сказывается его преклонный возраст.

    Поэтому если бы я советовала читать что-то из цикла, то это была бы Сирена (всё-таки на фоне многих эротических любовных романов она сильно выделяется) - Святой (чтобы понимать, как отношения Норы и Сорена зарождались, ещё бы выкинуть оттуда фрагменты из настоящего) - новелла Исповеди - Священник. Да, можно упустить какие-то моменты, но это лучше, чем из книгу в книгу читать одно и то же.

    4
    639