Рецензия на книгу
The Ballad of Songbirds and Snakes
Suzanne Collins
Аноним21 мая 2025 г.Слышишь грохот, Кориолан? Это рушится величие дома Сноу.С "Голодными играми" до этой книги я была знакома исключительно по экранизациям, и эта история стояла для меня где-то на одной полке с прочим антиутопически-выживальческим янг-эдалтом рубежа 2000-2010-х - сколько их таких было в диапазоне от "Бегущего в Лабиринте" до "Дивергента", где юные герои сначала вынужденно принимают правила игры, а потом обрастают друзьями-союзниками и раскручиваются до противостояния с затеявшим это всё авторитарным правительством?
Я не считала творения Коллинз чем-то серьезным и способным привлечь меня как читателя, не выделяла их среди прочих подобных, но и никогда не смотрела на них свысока, поскольку популярность, как и тенденция в целом, была налицо, а вступающим во взрослую жизнь читателям в принципе не помешает понимать что-то такое про вот тех и этих.За "Балладу" я взялась случайно - просто потому, что подвернулась акция с бесплатным скачиванием аудиоверсии с Литреса, и мне захотелось послушать что-то в исполнении расхваленного многими Игоря Князева.
И это неожиданно оказалось настолько хорошо, что захотелось поставить почти наивысшую оценку и окончательно отказаться от всяких снобистских мыслей в отношении Коллинз как писательницы.
(Правда, к манере Князева пришлось приноравливаться довольно долго - почему-то его интонации и манера изображать женские голоса поначалу вызывали неприятие, хотя обычно текст на слух кажется лучше, чем если читать его с листа.)Книга представляет собой приквел основного сюжета "Голодных игр" и рассказывает историю становления не только главзлодея этой вселенной, президента Сноу, но и самого заглавного соревнования.
Без пяти минут выпускникам престижной столичной Академии, сплошь выходцам из семей аристократии и крупного бизнеса, среди которых есть и 18-летний Кориолан Сноу, дано задание стать менторами трибутов Голодных игр.
С момента окончания войны прошло уже десять лет, традиция в целях устрашения собирать со всей страны молодежь, чтобы потом заставить её биться за выживание на арене, уже успела поднадоесть, а где падение интереса публики, там и до полного игнора сопутствующей пропаганды недалеко. Правительство решило повышать интерес к просмотрам трансляции новыми методами, но пока никто толком не понимает, что именно должны делать эти самые менторы и как они могут повлиять на исход соревнования.Кориолан с самого начала демонстрирует недюжинные амбиции, подкрепляемые скрытым отчаянием.
Его некогда богатая семья после войны окончательно разорилась, и трое оставшихся её членов, включая Корио, его старшую сестру Тигрис и застрявшую в прошлом полубезумную Мадам-Бабушку, с трудом находят деньги даже на пропитание, не говоря уже о содержании фамильного пентхауса, проживание в опустевших после продажи всего чего только можно стенах которого остается их единственным способом пустить пыль в глаза окружающим.
Умница Тигрис крутится изо всех сил, чтобы изобразить для брата то парадную рубашку с пуговицами из керамической мозаики со стен ванной комнаты для горничной, то сорок пятый способ приготовить суп из капусты и картофельных очисток.
"Сноу всегда берут верх!" - без конца повторяют семейный девиз брат с сестрой, хотя их положение становится всё более отчаянным.
Победа трибута Кориолана в соревновании оказывается единственным способом дальнейшего выживания и их семьи тоже, а потому младший Сноу будет крутиться до последнего, стараясь дать приписанной к нему Люси Грей максимум возможных преимуществ.Трибут, впрочем, ему попался непростой.
Девушка еще во время Жатвы приковала к себе внимание зрителей, прямо перед камерами засунув змею за шиворот ненавистной дочери мэра. Её скандальный род занятий (певица бродячей музыкальной группы), её наряд (потрепанное, но по-прежнему шикарное платье с радужными оборками) и непринужденное поведение идеальны для того, чтобы превратить её в звезду Голодных игр и получить поддержку спонсоров.
Но достаточно ли этого, чтобы победить?
Кориолану предстоит проверить.Пересказывать дальнейшие, во многом удивительные и не раз ломающие сложившийся ход истории сюжетные повороты смысла нет.
Скажу лишь, что мне очень понравились и персонажи, и их развитие, и почти слепое нащупывание героями будущих изменений концепции Голодных игр, которые со временем превратят соревнование в то жуткое, но яркое зрелище, которое мы видели в оригинальной трилогии.
Я без ума даже от Корио - не то чтобы я поддерживала его решения, но мне абсолютно ясно, почему и как он дошел до такого финала, и это действительно отлично прописано в плане достоверности развития изначально созданного образа. Внезапно утратившие привычный уклад жизни наследники ведут себя куда беспринципнее тех, кто просто амбициозно лезет наверх из низов. Они уже были там, среди небожителей, и знают, чего лишились. Их подпитывает не просто жажда, а реваншистский ресентимент, а это, как мы прекрасно знаем, до добра не доводит.К тому же книга довольно бодро написана и не дает заскучать, постоянно подкидывая то удачный штришок к чьему-то портрету, то намек-пасхалку на будущее, то просто интересное событие.
И пусть метафора со змеями и певчими птицами получилась слишком уж навязчивой, противоречивость главного героя, удачные второстепенные персонажи, дополнительные слои знаний о сойках-пересмешницах и истории Капитолия, а также мрачный взгляд на человечество и попытки ответить на некоторые философские вопросы с точки зрения субъективной мотивации успешно сплетаются в напряженную, хотя и крайне грустную историю.
Это, конечно, всё еще про дружбу, предательство, власть и угнетение, но всеобщая моральная двусмысленность и лишь кажущаяся очевидность ответов про природу и среду в формировании личности для книг 2020-х, по-моему, гораздо уместнее, чем неделикатная революционность янг-эдалта 2010-х.
Что такое ложь, как не попытка скрыть слабость?Приятного вам шелеста страниц!
27323