Рецензия на книгу
Дэвид Копперфилд
Чарльз Диккенс
Аноним26 июня 2015 г.На полочке мирно стоят книги и сочувственно взирают на мои потуги осилить еще хотя бы одну, когда за окном такая прекрасная погода, а птицы зазывают основательно пропотеть на расплавленном асфальте, расплавиться и заполнить собой мелкие трещинки. Вот они стоят, каждая - маленькая частичка жизни. С кем-то у меня состоялся долги тет-а-тет, с кем-то расплевались по-быстрому, но все - знакомы до боли, как родственники из Воркуты. И вот медленной, но уверенной в себе походкой, направился к ним Диккенс, поплакав при прощании со мной (от грусти, я плакала в основном по ходу действия, каждый раз, когда рыдала семья Микоберов, а плакали они изрядно) и при встрече с ними. Теперь довольно чувствительно отношусь к вопросу рыданий в книжке как по счастливому поводу, от переизбытка чувств, так и по делу. Ради интереса, надо было отмечать места с групповыми сценами рыданий. Вся литература 19 века пропитана потоками горечи и слез, борьбой Добра со Злом с последующим проигрышем Зла, потом все снова плачут, радуются и плачут.
Отступление. На досуге пыталась припомнить насколько часто плакали герои классической литературы от жалости к себе или просто из-за каких-то негативных моментов. Осталось такое ощущение, что орошали землю слезы счастья и умиления. А если так, то вполне резонный возникает вопрос об изменении отношения к себе самому. Насколько часто теперь мы плачем от счастья?
"Дэвида Копперфильда" любили Достоевский и Толстой (как любезно мне сообщила аннотация), читали все от мала до велика. Меня же в детстве поражал другой Дэвид, но теперь рада познакомиться с этим многострадальным мальчиком, отзывчивым подростком и талантливым молодым человеком. У Диккенса всегда чудесно удается канва, диккенсовские герои сами спрыгивают со страниц, присаживаются рядом и с интересом суют нос в книжку. Они заставляют нас злиться, сопереживать, плакать (от счастья, конечно), грозить кулаком, унывать и падать духом, становится добрыми друзьями и заклятыми врагами, скрываться от кредиторов, губить репутацию, быть веселым будто бабочка, быть гордым и основательным, верным и серьезным, быть Читателем со множеством лиц.
Но больше всего люблю Диккенса за его стиль, за тонкий ум и острый язык. Не могу найти ни одного писателя, который бы так тонко (на самой грани возможного) балансировал между серьезностью и уничижительной иронией, розовыми очками и вселенской мудростью во взгляде. Думаю, что "Дэвид Копперфильд" - квинтэссенция всего мастерства автора, апогей художественной выразительности героев и социальности сюжета. За это его и люблю.
35579