Рецензия на книгу
Собрание сочинений в десяти томах. Том 9. Человек, который смеётся
Виктор Гюго
Аноним25 июня 2015 г.Роман Виктора Гюго “Человек, который смеётся” выносит на передний план проблему взаимодействия и противостояния народа и знати. На такой конфронтации строится всё повествование: борьба добра и зла, богатства и бедности, любви и похоти, мира материального и мира духовного, внешнего и внутреннего, искреннего и лживого, честного и гнусного, и так далее.
Действие романа происходит в Англии конца XVII- начала XVIII веков. В центре повествования три главных героя, олицетворяющих народ, говорящих его голосом, доносящих его мысли, - Гуинплен, Дея и Урсус.
Гуинплен - персонаж, вокруг которого завязываются все события, брошенный на берегу моря зимней ночью, изуродованный компрачикосами ребёнок. На его лице застыла гримаса смеха; его глаза и его уши, его нос и его рот перекроены на новый лад, цель этого - сделать из него фигляра, человека, который будет заставлять людей смеяться, клоуна, веселящего толпу. Он обречен застыть в вечном хохоте, он обречен смеяться, когда в его душе всё сгорает - какой замечательный образ, какая ирония.
Дея - слепая девушка, которую Гуинплен в ту злополучную зимнюю ночь вырвал из лап смерти, спас от малопривлекательной перспективы замерзнуть в снегу на груди у мёртвой матери. Она - та единственная, кто видит душу Гуинплена, кто может полюбить его, не взирая на изуродованное лицо. Она - самый светлый и непорочный персонаж романа, его душа.
Урсус - бродяга, нищий, философ, путешествующий в своём стареньком фургоне вместе с волком Гомо и зарабатывающий себе на жизнь любым возможным способом. Урсус спасает Гуинплена и Дею и делит с ними свой хлеб и кров. Размышления Урсуса о жизни очень интересны - они наполнены цинизмом, горечью утрат; восхваляя пороки общества и принижая самого себя и себе подобных Урсус, напротив, доказывает, насколько гнилая и порочная система существовала в Англии в те века.
Сам сюжет романа до банальности прост и предсказуем, но не даром Гюго - признанный великий классик, который на фоне довольно тривиальной истории показывает всю жизнь Англии на рубеже веков. Виктор Гюго с помощью своих героев обличает все пороки знати, в неприглядной красе показывает бедственное положение народа и шикарную, изобилующую жизнь пэров. В его произведении народ - добро, а знать - воплощение зла, народ пытается бороться, но падает и падает обратно в грязь.
Мне понравился этот роман - первое произведение Виктора Гюго, с которым я познакомилось, произведение, которое я начинала читать несколько раз, но всё время откладывала его на потом, пока “потом” не наступило. Не буду скрывать, читать мне было сложно, роман полон исторических описаний, отступлений, философских размышлений, мельчайших подробностей, затрагивающих обычаи, церемонии, одежду, окружающую обстановку того исторического периода. Я считаю, что такая классика для медленного, спокойного и вдумчивого чтение, ведь во многом это - своего рода историческая справка, философское размышление, где сюжет отходит на второй план, а все поступки героев так или иначе обусловлены посылом автора, его криком, обличающим английское общественное устройство и монархию.
Сталкивая “чернь” и знать, уродство и красоту, любовь и порок, перекидывая героя из одного социального слоя в другой, Гюго недвусмысленно говорит о своем отношении к Англии, политическому и социальному строю и доносит свои революционные мысли до читателей
1396