Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тошнота

Сартр Ж.П.

  • Аватар пользователя
    Аноним18 мая 2025 г.

    В романе "Тошнота" ощущение мира, лишенного устойчивости и традиционных смыслов, обретает оттенок, созвучный буддийским взглядам на пустоту и непостоянство бытия. Хотя Сартр, безусловно, не ставил перед собой задачи воспроизвести восточную философию, его исследование человеческого удела через призму отчаяния и одиночества создает поразительные параллели с ключевыми концепциями буддизма - это словно два разных пути, ведущих к одному обрыву, за которым зияет бездна непостижимого.

    Главный герой романа, Антуан Рокантен, погруженный в "тошноту" — физическое и метафизическое отвращение к миру, — внезапно осознает, что вещи существуют вне зависимости от человеческих интерпретаций. В центральной сцене произведения созерцаемый им каштановый корень в парке, лишенный смысла и цели, становится символом избыточности бытия: "существование вдруг сбросило с себя свои покровы. Оно утратило безобидность абстрактной категории: это была сама плоть вещей". Это прозрение напоминает буддийское учение о том, что ни объекты, ни сама личность не обладают неизменной сущность: Рокантен видит, как реальность рассыпается на частицы, лишенные связи.

    Эта трансформация восприятия реальности, когда привычный облик мира оказывается лишь иллюзорной оболочкой, перекликается с восточной идеей отпускания привязанностей и суждений. Ощущение тошноты, возникающее у героя при встрече с обыденными объектами, становится своеобразным зеркалом его внутреннего распада — моментом, когда привычное разделение между субъектом и объектом пересталет иметь значение.

    Однако если буддизм предлагает выход, ведущий к прекращению страданий, то Сартр оставляет своего героя в экзистенциальном тупике. Рокантен не находит утешения в нирване: его освобождение — это освобождение в абсурд. Он понимает, что свобода человека абсолютна и мучительна, и он обречен творить себя вопреки пустоте. И если на Востоке пустота - это пространство для просветления, то у Сартра она становится полем для экзистенциального бунта. Тошнота Рокантена - не ступень к просветлению, а крик в безмолвие Вселенной, где даже отчаяние становится актом свободы.

    Таким образом, роман становится зеркалом, в котором западный экзистенциализм и восточная мудрость отражают друг друга, не сливаясь, но освещая разные грани одного и того же кризиса: как быть, когда реальность оказывается бездной, а человек — её одиноким свидетелем. Сартр, как и Будда, говорит о страдании, но его ответ — не в преодолении, а в мужестве жить с осознанием бессмысленности.

    2
    188