Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Муки и радости

Ирвинг Стоун

  • Аватар пользователя
    nevajnokto23 июня 2015 г.

    Caro m'è 'l sonno, e più l'esser di sasso,
    mentre che 'l danno e la vergogna dura;
    non veder, non sentir m'è gran ventura;
    però non mi destar, deh, parla basso.

    **Молчи, прошу, не смей меня будить.
    О, в этот век преступный и постыдный
    Не жить, не чувствовать – удел завидный...
    Отрадно спать, отрадней камнем быть.

    Ирвинг Стоун принадлежит к числу тех писателей-биографов, которые настаивают на максимальном придерживании достоверных фактов, без всякого вплетения собственных фантазий. Он считал это непростительным и несправедливым по отношению к личности, который оставил значимый след в истории человечества. След, не надлежащий никаким интерпретациям и искажениям. Стоун допускал художественность, метафоричность, сильные авторские приемы в описаниях и тд., но никак не выдумку. Биография - это страница Истории, требующая деликатного обращения и уважительного отношения.

    Приступая к описанию жизненного пути великого Микеланджело, Стоун полностью отдался процессу. Он продал свой дом в Калифорнии и перебрался в Италию, где прожил до тех пор, пока не завершил работу над книгой. Флоренция, пронизанная дыханием и духом Микеланджело, стала для Стоуна кладезью, сокровенным манускриптом, который он с благоговейным усердием расшифровывал довольно долгое время. Он посещал каменоломни Каррары, стараясь проникнуть в тайны профессии, понаблюдать за тем, как каррарец работает с камнем, кроме того, он сам взялся за резец в желании овладеть ремеслом. Это настолько полноценная и абсолютная самоотдача, что не может не вызвать искреннее восхищение и поток всяких восторженных слов! Стоун для меня один из тех профессионалов, перед творчеством которого я склоняю голову.

    Роман о Микеланджело выдержан в самых впечатляющих тонах, он написан вихрем сильнейших эмоций и, в то же время, сдержанным благородным слогом.
    Одна из самых неоднозначных Фигур не только своей эпохи, но и человечества в целом, предстает перед читателем настолько реалистично, насколько это возможно. Могущественный Мастер, гордый и бунтующий, несогласный и злой на все, что сковывает в человеке свободу. Он не только заявлял о подобии человека Богу, но и прекрасно отражал эту мысль в своих фигурах, созданных из мрамора - самого холодного камня, в котором скрывается могучая сила.

    В произведении достаточно подробно показан момент противостояния Микеланджело и церкви, которая имела неукоснительное и прямое отношение к вершению людских судеб.
    Самым крупным заказчиком Микеланджело был, пожалуй, папский двор и этот факт является довольно парадоксальным. Предъявляя желание на работы Микеланджело, Двор тут же заявлял собственную волю, напрочь отвергая замысел Мастера. Деспотичность и непроходимая тупость пап в отношении всего, что касалось искусства лишали Микеланджело и энтузиазма, и рвения, а главное - разрушали не только его жизнь, но и его самого как личность. Его планы терпели крах, отнималась свобода самовыражения, а это было равносильно погребению заживо. Гениальный талант, порабощенный папами... а их в судьбе Микеланджело было больше десятка.

    Мысль о величии человека, о его богоподобности, не могла быть воспринята однозначно, что было неудивительно. Микеланджело говорил, что в человеке горит божественная искра, он сам - творец, он - энергия, сила и свет. Такое заявление вызывало негодование церкви, которое отражалось не самым лучшим образом на судьбе мастера.
    Он прожил долгую жизнь, но она была полна терзаний, мрака и испытаний, превращавших Микеланджело в угрюмого, замкнутого и обозленного на мир, человека.

    Микеланджело считал себя больше скульптором, чем художником. До конца своей жизни он был верен молоту и резцу, а в глыбе камня видел совершенную форму, просящуюся на свободу.
    Если Сикстинская капелла - это вызов, брошенный небу, то "Давид" для него - это сам бог, облаченный в мрамор.
    Страстный, гневный, нетерпимый, сетующий и неоспоримый Гений, ненавидевший насилие над духом. Он не мирился с тем, что вытворяла правящая верхушка, он видел обреченность и распад, о чем со скорбью говорил в своих сонетах:


    Мир — в слепоте: постыдного урока
    Из власти зла не извлекает зрак,
    Надежды нет, и всё объемлет мрак,
    И ложь царит, и правда прячет око.
    33
    618