Рецензия на книгу
Диалог с Трифоном иудеем
Иустин Философ
Аноним16 мая 2025 г.обрезаны плотью, но не обрезаны сердцем.
Однажды Иустин мирно прогуливался по аллеям и к нему пристали иудеи, начали высмеивать и издеваться, вызывать на спор. Взращённый в целом комплексе философских школ, он, конечно, не мог пройти мимо столь изумительной возможности подискутировать. Именно в таком контексте и начинается так называемый диалог, который сложно назвать диалогом в прямом смысле этого слова, ведь Иустин выступает здесь защитником и изъяснителем, Трифон, его собеседник, больше слушателем и вопросителем, задающим вопросы из разряда: а расскажи почему так, а докажи это, а докажи то;
Скажи мне, спросил Трифон: те, которые жили по закону, данному Моисеем, будут ли жить в воскресение мертвых, подобно Иакову, Еноху и Ною, или нет?- пытливо вопрошает оппонент-иудей и получает на это пояснение и разъяснение. С его же стороны особо аргументов нет, что делает текст очень предвзятым и односторонним. Многие, особенно еврейские ученые, считают, что никакого Трифона в реальности и не существовало, а всё представленное нам на суд - не больше, чем литературные изыскания и образы. А сам текст — попытка донести до людей постулаты христианства:
1. Иисус - это Христос, это Мессия, о котором упоминалось в Ветхом Завете;
он больше, чем человек. Мы не в человека верим, а в Бога.
2. Христиане не исполняют закона Моисеева;
Новый Завет отменил Ветхий — это, во-первых; а во-вторых, большой комплекс обрядов и запретов последнего — это личная кара богом еврейского народа за непослушание и идолопоклонство.
3. Христианство для всех. Язычники тоже спасутся;
ведь они стали духовным Израилем. Они «обрезались» сердцем, а у Вас — иудеев обрезана только плоть.
Но Его имя изначала было Израиль: в это–то имя Он переименовал блаженного Иакова, благословляя его Своим именем, и тем указывал на то, что все, прибегающие чрез Него к Отцу, суть благословенный Израиль. А вы, не разумея ничего этого и не стараясь уразуметь, надеетесь вполне спастись только потому, что вы дети Иакова по плотскому происхождениюВременами Трифон реагирует агрессивно, но и сам Иустин далеко не миротворец, его высказывания отдают, как минимум, пассивной агрессией, он нападает защищаясь, пытается поддеть и уязвить.
В данном случае, конечно, необходимо понимать отношения между двумя этими конфессиями на тот период времени. Мягко говоря они были достаточно натянуты. Иустин уже не в первой своей работе жалуется на то, что иудеи ходят и клевещут на христиан. В этом же диалоге они показаны людьми, высокомерно смотрящими на христиан, и желающими их всячески унизить и высмеять. Но при всём своём высокомерии, по мнению Иустина, они не могут заглянуть дальше своего закона, который, между прочим, тоже понимают неверно: «они покажутся тебе новыми, хотя читаются вами каждый день».
Короче говоря, мы столкнулись с идеологическим конфликтом иудеев и христиан и аргументами, которые последние могли представить в этом споре на период II века.
13136