Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Ballad of Songbirds and Snakes

Suzanne Collins

  • Аватар пользователя
    Аноним15 мая 2025 г.

    Становление президента

    "Лучше быть грустным, чем мертвым."

    "Баллада о певчих птицах и змеях" Сьюзен Коллинз повествует о становлении будущего президента Панема Кориолана Сноу. Нам показывают начало пути жестокого тирана, и вместо злодейского злодея перед читателями предстает обычный юноша. Темные Времена, -- гражданская война, длившаяся не один год, -- закончилась десять лет назад. Голодные игры -- жалкое зрелище, что проводят каждый год, похоже на безнадежно разлагающийся труп, который уже почти нет надежды реанимировать. Панем все еще восстанавливается после сражений: улицы в разрухе, знатные семьи Капитолия на грани нищеты, а за их спинами маячат тени повстанцев, так и не смирившихся с исходом войны.

    Ретт Батлер из "Унесенных ветром" как-то заметил: "Когда рушится цивилизация, люди, обладающие умом и мужеством, выплывают, а те, кто не обладает этими качествами, идут ко дну."

    Кориолану пришлось оценить ее глубину в полной мере. Темные Времена в первые же годы войны унесли вместе с собой и величие рода Сноу, оставив на обломках старую женщину и двух детей, которым пришлось очень рано повзрослеть. Мне понравилось, как автор показывает послевоенное время: здесь чувствуется и радость жизни, и горечь утрат, и надежда на достойное будущее, и ненависть к врагу. Все эти эмоции и чувства перемешиваются между собой в тугой узел, за которым уже не видно ни вопросов человечности, ни морали. Будущее Капитолия, -- выпускники академии, вынужденные стать менторами в десятых Голодных играх, -- оказываются на краю своих убеждений. С одной стороны, их ужасает бесчеловечность в отношении выбранных трибутов. А с другой, стоит лакомый приз -- стипендия в престижном университете Капитолия. Каждый из них проходит свой путь и получает свой итог. Но для многих вопрос "можно ли считать жителей дистриктов такими же людьми, как и они сами?" так и остается открытым.

    Отдельное восхищение заслуживает и то, что в книге нет деления на черное и белое. Жители Капитолия нам показываются обычными людьми, среди которых есть как и полные негодяи, так и те, кто заслуживает уважение или симпатии. Трибуты, да и сами жители дистриктов, также неоднородны: в них видны подлость, ненависть, благородство. Герои книги столь же многогранны, как и каждый из нас. Поэтому о некоторых из них мне хотелось бы сказать подробнее.

    И начнем мы, нет, не с мистера Сноу или хитрой Люси Грей. Первыми будут Плинты.
    Это семейство из Дистрикта-2, перебравшееся в Капитолий благодаря огромную состоянию. В книге нам показывают строгого, серьезного главу семейства Страбона Плинта и очаровательную в своей простоте и добродушии "Ма". А также их сына Сеяна, ради которого Плинты и выкупили себе возможность жизни в Капитолии, чтобы не испытывать судьбу и не рисковать единственным сыном в жатве. Хочу отметить, очень неблагодарным сыном. Сеян благороден и искренне хочет сделать мир лучше, вот только подростковый максимализм, а также отсутствие смекалки и умения понимать хотя бы минимальные последствия, сводят на нет все его порывы. Он раз за разом нарушает не просто какие-то правила и нормы поведения, а пытается переступить черту закона, не думая о своих близких. А потом удивляется, что под ударом оказывается лучший друг, мать или отец. Когда Корио советует ему использовать свое положение деньги, чтобы сделать мир лучше, Сеян не находит ничего лучшего, чем купить оружия повстанцам. Кориолан говорит о нем следующее: "Сеян несся к своей гибели на всех парусах и заодно увлек за собой Кориолана, дотащив его до самого подножия виселицы". И я полностью согласна с этой оценкой. Жаль только его родителей, которые искренне любили своего сына.

    Противоположностью Сеяна можно назвать доктора Галл.
    Это, во всех отношениях, выдающаяся женщина. Олицетворение жестокости, расчетливости и коварства. Она незаметно берет шефство над юным Кориоланом, раз за разом сталкивая его с, казалось бы, неразрешимыми проблемами, чтобы подвести к нужным ей умозаключениям. Именно доктор Галл задает один из наиболее важных вопросов: зачем проводятся Голодные игры? И сразу же отметает очевидный ответ о наказании дистриктов. К слову, на протяжении книги этот вопрос всплывает 3 или 4 раза, и по итогу лишь в самом конце звучит наиболее точный ответ. Доктор Галл ужасна. И вместе с этим она покоряет своей позицией, поступками, суждениями. Это пример человека, который используя правильные слова толкает людей к пропасти. Встретить такую в жизни? Да ни за что! Но в книге это превосходный герой, который заставляет не просто испытывать какие-то эмоции, но и думать, рассуждать.

    Не меньше впечатлений на меня произвела и семья Сноу. Мадам-Бабушка и Тигрис.
    Старушка и молодая девушка благодаря который Кориолан смог выжить в годы войны, учится в послевоенные годы, а также поддерживать иллюзию могущества рода Сноу. Между ними показаны трогательные отношения, искренняя привязанность и осознание, что они -- единственная опора в жизни друг друга. Мадам-Бабушка принадлежит к старой гвардии аристократов Капитолия и ей присущи высокомерие, чопорность и пренебрежения к людям иного сорта. Но вместе с этим она очаровательна. Ее любовь к саду, переживания о судьбе детей, напоминания о важности чести и достоинства, попытки выжить в тех условиях, о которых она даже не подозревала. При этом ее сильно оттеняет Тигрис, которая обладает доброй и нежной натурой. Именно Тигрис переживает о трибутах, каждый раз напоминая Кориолану, что они просто дети. Именно она поддерживает кузена, выслушивает все его злоключения, а после остается один на один с угрозой выселения, нищетой и заботой о Мадам-Бабушке.

    Эти четыре человека занимали в жизни Кориолана важное место. И только теперь, представив их, можно переходить к главному герое: Кориолану Сноу.
    Для меня Кориолан тревожник и невротик, безумно зависящий от чужого мнения. Поначалу он показан хоть и расчетливым, но все таки скованным некоторыми моральными принципами и ориентирами. Но чем ближе сюжет подбирается к концу, тем сильнее "темнеют" мысли Кориолана. Постепенно становится заметно: в его жизни есть лишь одна цель и он дойдет до нее любым путем. И нет, это не иллюзорная привязанность к Люси Грей, которую он никогда не любил, на мой взгляд. Это власть и сила. Величие дома Сноу. Но Кориолану только восемнадцать лет, а потому его еще терзают сомнения, страхи и опасения. Он искренне верит, что любит Люси Грей, искренне верит, что является хорошим человеком, и полагает, что любой на его месте поступал бы также. Его сомнения усиливаются и из-за людей, которые окружают. И если Тигрис дает ему сил двигаться дальше, каждый раз успокаивая и поддерживая, то Сеян и доктор Галл шатают несчастную лодку Сноу так, словно хотят утопить. И с каждым новым витком Кориолан все больше открывает в себе неприглядных качеств. Для меня его характер можно обозначить одной цитатой: "И что я ей скажу? Я тебя люблю, но офицерскую академию все таки больше?" -- подобные мысли посещают Кориолана каждый раз. Он переживает о морали, но затем совершает очередную гнусность. Он думает о чести, а после тут же надевает маску двуличности. Он обещает быть достойным своего рода, а после извивается ужом, пытаясь угодить и доктору Галл, и Люси Грей. Его мысли, суждения и поступки прекрасная демонстрация тех зерен, которые потом прорастают пышным цветом в статусе президента Сноу.
    И даже то, что он по итогу решается убрать и Люси Грей, чтобы она не мешала его дальнейшему продвижению, закономерно. Ради сокрытия правды, ради собственного успеха, Кориолан с самого начала книги совершает гадкие поступки, которые с каждым разом становятся все хуже. Начиная с обмана насчет рубашки и заканчивая отправки сойки-говоруна в Капитолий. И самое удивительное, Кориолан умудряется оправдать себя в собственных глазах каждый раз.

    К слову, в книге есть довольно любопытный момент. И я не уверена, специально ли автор его сделала. С самого начала у Кориолана есть пудреница матери, компас отца и еще несколько памятных вещей, оставшихся от родителей. Он к ним очень привязан. Это демонстрируется всю книгу. Но к концу у Кориолана остается только компас отца. Для меня это стало неким символизмом, что он отверг все то хорошее, что пытались вложить в него родные, оставив лишь качества, ценимые его отцом и доктором Галл.

    Стоило бы еще рассказать о Люси Грей, но... для меня она осталась девочкой-призраком. Мы видим ее исключительно через восприятие Кориолана, а он чаще думает о сытной еде и величии Сноу, чем о Люси Грей. Но, на мой взгляд, глупо принимать ее за невинную девочку. Люси Грей победитель Голодных игр, который показал свою хладнокровность еще на жатве. А это о многом говорит. При этом, мне кажется, что хорошего в ней намного больше, чем полагает тот же Кориолан.

    Но не только основными действующими лицами хороша книга. Мне понравились и Джессап, и Плюриб Белл, и Лисистрата, и Тэм Янтарь, и многие другие. Тот же Рипер вызывал во мне любопытство и даже восхищение: мальчик, который за все Голодные игры никого не убил, каждый раз собирая павших трибутов и укрывая их кусками флага. Но писать о них также подробно лишнее. Вы познакомитесь с ними сами, если прочтете книгу.

    В заключение мне хотелось бы отметить, что у баллады есть один подкупающий плюс. По крайней мере, для меня. Увлекая сюжетом и героями, она незаметно подкладывает и пищу для размышлений. Вместе с Кориоланом у доктора Галл учится и читатель: раздумывает о хаосе, о контроле, о правительстве и законах, о человеческой природе и мрачных уголках души.
    Находим ли в итоге ответы? Зависит лишь от нас.

    "К чему стремиться, если нет ни богатства, ни славы, ни власти? Неужели цель их выживания – выживание как таковое и ничего больше?"

    7
    88