Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ложится мгла на старые ступени

Александр Чудаков

  • Аватар пользователя
    Аноним22 июня 2015 г.

    "...Растут невнятно розовые тени,
    Высок и внятен колокольный зов,
    Ложится мгла на старые ступени...
    Я озарён - я жду твоих шагов".

    /Из стихотворения А.А.Блока/

    ***
    Книга эта прочитана мною не сейчас, раньше.
    В основном благодаря названию, позаимствованному у Блока, и настроенческой обложке, которая прямо просилась на фото и на карандаш.

    В романе много того, что меня, несомненно, порадовало как "гурмана слова", чувствительного к красоте и чистоте речи.
    Сначала хотелось цитировать именно такое, гармоничное.
    С точки зрения сугубо практической пометок на полях тоже предостаточно.
    Хотя и "накипь" в тексте некоторая имеется, к сожалению, несмотря на вроде бы наличие редакторской работы.
    Долго противоречивое впечатление было в итоге.

    И всё же логичным, закономерным выводом книги звучат не кажущиеся "маяком" светлые слова в записке замечательного деда, а диалог сына с отцом, приведенный почти в самом конце повествования:


    «Вспоминать годы войны и послевоенную чебачинскую жизнь отец не любил, Антоновы ностальгические восторги по поводу натурального хозяйства не разделял.
    • Работали как проклятые день и ночь. Сельскохозяйственный вековой цикл… Рабство! И всё равно было голодновато.
    • А мне помнится…
    • Ты забыл, был мал, да и для детей мы, конечно, старались.
    • А как всё умели, знали…
    • И что из этого тебе пригодилось?...
    • Но это же было своеобразное творчество, как у средневековых цеховых мастеров.
    • …Жёсткая необходимость, категорический императив…»

      Всё то, чем мальчик начального и среднего школьного возраста так восторгался, для его родителей было вовсе не поводом ни для восторгов, ни для радости.


    А лишь тяжёлым, безостановочным, выматывающим, почти каторжным трудом, о котором и вспоминать-то лишний раз не хочется. Вспоминается исключительно с горечью, с досадой на невозможность избежать происшедшего.

    Ребёнок, несмотря на посильное участие в домашних работах, всё же во многом оставался наблюдателем. Отсюда и идеализации знаний/умений старших, и стремление многое записывать, документировать, сохранить в памяти.
    Но находившиеся внутри сплошной усталости взрослые члены семьи однозначно предпочли бы и не знать, и не уметь многого, что тогда пришлось делать для выживания.
    Ибо выживание ценой чрезмерных усилий с возрастом (с мудростью!) обесценивается, а положенные на алтарь сохранения жизни годы бесконечного труда оцениваются без всякого намёка на позитив как годы вынужденных мучений. «Вырванные годы».

    Разница восприятия.

    4
    48