Рецензия на книгу
Extremely Loud & Incredibly Close
Jonathan Safran Foer
Аноним13 мая 2025 г.ЖУТКО ГРУСТНО И ЗАПРЕДЕЛЬНО СТРАННО
Жутко популярный роман Джонатана Сафрана Фоера стабильно оставляет после себя запредельно противоречивые отклики. Одна часть читателей книгу жутко любит, восхищается необычным изложением текста и плачет над трогательной историей мальчика, потерявшего отца. Другая – запредельно ругает роман Фоера, обвиняет его в спекуляции чувствами аудитории и раздражается неправдоподобным стилем повествования. Мне же, как обычно, сложно присоединиться к кому-нибудь из них.
«Можно простить уход, но как простить возвращение?»«Жутко громко и запредельно близко» говорит голосами трех героев. Основной рассказчик – девятилетний Оскар Шелл, отец которого умер при теракте 11 сентября 2001 года. Однажды, разбирая вещи отца, главный герой находит конверт с надписью «Блэк», а внутри него ключ. Мальчик вспоминает «разведывательные экспедиции» - жутко интересные игры, в которые они любили играть вместе с отцом, и решает найти замок, открывающийся этим ключом. Повествование от лица Оскара периодически прерывается письмами его бабушки, в которых она запредельно откровенно делится своими чувствами, а также письмами ушедшего из семьи дедушки, так и неотправленными своему сыну.
«Сколько людей проходит через твою жизнь! Сотни тысяч людей! Надо держать дверь открытой, чтобы они могли войти! Но это значит, что они могут в любую минуту выйти!»«Жутко громко и запредельно близко» - однозначно не роман для легкого и быстрого чтения. Из-за неразбавленной депрессивности текста мне было трудно к нему возвращаться. Снова и снова встречать страдания людей, постоянно сталкиваться с посттравматическим состоянием героев, видеть сломанные судьбы было запредельно тоскливо и жутко тревожно.
«Какой конец я выберу? Прыгну или сгорю? Пожалуй, все-таки прыгну, потому что тогда не почувствую боли. С другой стороны, может, и сгорю, потому что это все-таки оставляет шанс на спасение, а если и нет, то ведь чувствовать боль все равно лучше, чем совсем ничего не чувствовать, правда?»«Жутко громко и запредельно близко» читать нужно исключительно на бумаге. Сама книга, ее оформление несут смысловую нагрузку и значительно влияют на восприятие истории. Подчеркнутые красной ручкой фразы, пустые страницы, скачущие строки, рисунки и фотографии – Джонатан Сафран Фоер буквально ломает четвертую стену между писателем и читателем, создавая эффект полного погружения в происходящее на страницах романа. Кроме того, эксцентрично и само изложение мыслей героев. Начиная от постоянного повторения Оскаром таких фраз, как «жутко», «запредельно» (да, это не у меня внезапно кончился словарный запас), «гири на сердце», «бабай», до потока сознания психически нездорового человека в письмах его дедушки.
«Она протягивала ко мне руки, а я, не зная, как их взять, поломал ей пальцы своим молчанием.»Я могу понять, почему так жутко много обвинений Джонатана Сафрана Фоера в коммерчески продуманном «выдавливании слез из читателя». Ведь в романе затронуты целых три запредельно трагические исторические события – атомная бомбардировка Хиросимы, бомбардировка Дрездена и теракт 11 сентября 2001 года, которые гарантированно вызовут у людей эмоции. Однако у меня не возникло желание оценивать эту книгу такими категориями, выискивать хитрые манипуляции. Мне хочется верить в искренность автора, что Джонатан Сафран Фоер выбрал столь жуткие примеры самоуничтожения человечества, чтобы подчеркнуть запредельную ценность жизни. И, может быть, вся эта мучительная агония героев романа, их боль от потери близких необходима для осознания слов бабушки Оскара, адресованных, пожалуй, не только внуку, но и всем нам, подмороженных в своих чувствах: сказать люблю тому, кого любишь – «это всегда к чему».
8330