Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Королек — птичка певчая

Решад Нури Гюнтекин

  • Аватар пользователя
    Fox_Of_Probability11 мая 2025 г.

    Обычно я люблю исторические книги, позволяющие чуть лучше понять мышление, образ жизни, мировоззрение людей прошлого, особенно если есть противоречие современному взгляду. «Королёк» именно такая книга. Нам рассказывают про Фериде – турецкую девушку начала XX века, на первый взгляд не укладывающуюся в стандарты обычной турецкой девушки начала XX века. Она слишком активная, задорная, дерзкая, самостоятельная. Узнав об измене жениха, Фериде покинула дом, чтобы стать учительницей. Но она очень наивна и доверчива, чувствительна, скромна – по всем стандартам обычной турецкой девушки начала XX века – из-за чего постоянно оказывается в тяжёлых обстоятельствах, с которыми очень плохо справляется. В финале Фериде возвращается домой и воссоединяется с женихом, а автор аккуратно выводит финальную мысль: приличная девушка может добиться успеха, только если стоит за крепкой спиной мужчины.

    У меня нет проблем с моралью романа (роману недавно исполнилось 100 лет). У меня есть две совсем другие проблемы.

    Во-первых, это не любовный роман, как указано в жанрах. Романтическая линия между Фериде и её женихом Кямраном не просто плохая, она отсутствующая. Возможно, меня избаловали турецкие сериалы (хотя я смотрела всего штук 5), где происходит запредельная химия между персонажами. Здесь между героями не происходит ничего, но нам это подаётся как большая и чистая любовь. Я нахожусь в лагере читателей, молившихся, чтобы к финалу Фериде переросла эту юношескую первую любовь и нашла счастье с хорошим сильным мужчиной, который стал бы для неё поддержкой, раз автору важно вывести линию брака. К сожалению, автор замкнул круг и вернул Фериде домой, к этому ничтожеству. Подозреваю, сериальный Кямран отличается от книжного.

    Во-вторых, роман написан мужчиной. Главная героиня – женщина из очень замкнутого мира турецких женщин. Повествование – дневник женщины с женской точки зрения, которой не делились с мужчинами. Мысли и решения – женщины, сильно ограниченной в своих возможностях и правах, вынужденной быть молчаливой и терпеливой, подстраивающейся под мужские решения. И это описал мужчина? То есть это не взгляд турецкой девушки, это как представлял себе турецкий мужчина начала XX века взгляд турецкой женщины XX века. Есть ли в этом правда?

    Например, очень забавно выглядят описанные автором проблемы хозяйственной самостоятельности Фериде.


    В тот день до самого вечера мы занимались с Гюльмисаль домашними делами. Раньше я жила на всем готовом, мне ни разу не пришлось сварить себе даже яйца. Теперь все должно было измениться.

    Дальше её учат правильно чистить картошку: девушка срезает слишком много. И на этом всё... Больше вы про быт ничего не увидите.


    Без всякого труда и совсем даром я получила от нее рецепты для варки варенья и подробно записала их в книжечку, где уже имелись рецепты блюд, которые меня научила готовить старая черкешенка Гюльмисаль. Теперь ведь мне самой придется заботиться о сластене Чалыкушу.

    То есть наш автор искренне убеждён, что готовка работает так? Главное – рецепт. И не важно, что девушка в жизни ничего не готовила, ей объяснили, как это делать – и она сделает? Здесь примерно все, кто хоть раз подходил к плите, вспомнят, что вода убегает, любое блюдо можно пережарить или разварить, разные плиты и духовки дают разный нагрев и любой рецепт надо адаптировать под кухню и так далее, и тому подобное. Но автор считает, что девушка, которой на гроши нужно прокормить себя, хотя она никогда в жизни не готовила, скорее будет жаловаться в дневнике на романтические страдания, чем на ожоги и порезы. Видимо хозяйственность – это врождённое качество турецких женщин, даже избалованных.

    Особенно странно эти две проблемы смотрятся вместе. Турецкий мужчина прописывает сюжет, в котором девушка уходит от изменившего ей жениха, терпит неудачи во всех своих начинаниях, но хранит верность своей первой любви и максимально бережёт свою честь. Затем возвращается к своему жениху, который побывал в браке, у него есть ребёнок и он говорит:


    Были в жизни у меня увлечения, даже серьезные, но, уверяю вас, никогда никого я не любил на свете больше, чем Феридэ.

    И мы называем это классикой любовного романа? Женщина должна влюбиться один раз и навсегда, хранить верность и беречь честь, а мужчина – должен просто быть. Очень любопытно даже для начала XX века.

    15
    561