Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Five Dysfunctions of a Team: A Leadership Fable

Патрик Ленсиони

  • Аватар пользователя
    Аноним10 мая 2025 г.

    Идеальные подчиненные, чтобы на них показать работающую теорию

    Пять пороков команды

    Уже 8-е издание, кто бы мог подумать, что книги Патрика Ленсиони до сих пор пользуется таким спросом.

    Немного вводных данных, немного художественного описания, короткие главы, сразу подача материала. Мне понравилась история и то как автор её рассказывает, хотя подчиненные ведут себя именно так, как ты хочешь, чтобы они себя вели. В жизни у неё не получилось бы ничего.

    Вот сама суть проблемы, описанная автором:


    • Первый порок — это взаимное недоверие членов команды. Как правило, оно возникает из боязни продемонстрировать перед всеми свою уязвимость, слабость. Если члены команды опасаются открыто признаться в своих ошибках и недостатках и скрывают их любой ценой, создается атмосфера взаимного недоверия и подозрительности.
      2. Недоверие в коллективе создает почву для развития второго порока — боязни конфликта. Люди, не доверяющие друг другу, неспособны к искренней, открытой дискуссии, боятся задеть кого-либо или оказаться задетыми. Вместо этого они ведут осторожный обмен нейтральными замечаниями, осторожными комментариями, порой переходя к ядовитым колкостям, и в результате принимают единогласное решение, которое никого не устраивает и ни к чему не ведет.
      3. Мнимая гармония крайне опасна, потому что порождает третий порок команды — безответственность. Поскольку в команде царит атмосфера недоверия, никто не говорит то, что думает, а решения принимаются для проформы. И члены команды считают, что не несут никакой ответственности за все то, что не затрагивает их лично.
      4. Принимая решения, к выполнению которых они равнодушны, члены команды не считают ни себя, ни своих коллег связанными какими-либо обязательствами. Нетребовательность — четвертый порок команды. Даже понимая, что какие-то действия (или, наоборот, бездеятельность) вредны для компании, сотрудники часто исходят из принципа «это не мое дело».
      5. Безответственность и нетребовательность создают почву для развития пятого порока. Безразличие к результатам возникает, когда члены команды ставят свои личные потребности (честолюбие, карьеру, признание) или потребности своих отделов выше общих целей команды или компании.

      И коротко к чему это приводит (сверху вниз):

      Безраличие к общему результату (Карьеризм и эгоизм)
      Команда, которая безразлична к результатам…
      – не развивается или деградирует;
      – редко побеждает конкурентов;
      – теряет амбициозных работников;
      – косвенно заставляет работников все внимание уделять собственной карьере и достижению личных целей;
      – легко теряет направление и фокус.

      Нетребовательность к другим (Низкие стандарты)
      Нетребовательная команда…
      – страдает от взаимных обид членов команды, одни из которых работают хорошо, а другие — плохо;
      – косвенно поддерживает посредственность;
      – срывает сроки и показатели;
      – взваливает все бремя ответственности за дисциплину на лидера.

      Необязательность (Неопределенность)
      Безответственная команда…
      – не может четко объяснить себе свои цели и задачи;
      – упускает возможности, тратя время на обдумывание и достижение ясности;
      – порождает безответственность и боязнь поражения;
      – снова и снова обсуждает свои планы и решения;
      – заставляет членов команды принимать решения на свой страх и риск.

      Уход от конфликтов (Фальшивое согласие)
      В командах, которые боятся конфликта…
      – скучные совещания;
      – процветают интриги, копятся взаимные обиды;
      – не решаются трудные вопросы, мнения по которым разделились;
      – работники не прислушиваются к мнениям друг друга;
      – время и силы расходуются впустую, потому что применяются методы управления, сводящие к минимуму риск межличностных конфликтов.

      Взаимное недоверие (Уязвимость)
      В командах, пораженных пороком недоверия, люди…
      – скрывают свои слабости и ошибки от других;
      – не критикуют коллег;
      – неохотно обращаются за помощью, если это не входит в их служебные обязанности;
      – быстро делают выводы о намерениях и убеждениях других, не пытаясь разобраться;
      – не интересуются опытом и навыками коллег и не слушают их советов;
      – много времени и сил тратят не на работу, а на то, чтобы произвести впечатление;
      – не высказывают недовольства;
      – боятся совещаний и ищут причины, чтобы не проводить время вместе с коллегами.

    3
    253