Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

В окопах Сталинграда

Виктор Некрасов

  • Аватар пользователя
    Lieutenant_Hofmiller10 мая 2025 г.

    Великую Отечественную войну выиграл хороший человек

    1. Об авторе

    Виктор Платонович Некрасов – советский писатель, журналист, сценарист, драматург и литературный критик. Родился в 1911 году в Киеве в семье банковского служащего и дворянки из рода Мотовиловых. Детство писателя прошло в том числе за границей — до 1915 года семья жила в Швейцарии и Франции.

    Образование Некрасова включало окончание железнодорожной строительной профшколы и Киевского строительного института по специальности архитектор. Также он получил театральное образование в студии при Киевском театре русской драмы. До войны работал архитектором, актёром, режиссёром и театральным художником в театрах разных городов СССР. Участвовал в Сталинградской битве, был ранен. На войне кстати вступил в коммунистическую партию.

    В 1947 году после ошеломительного успеха «В окопах Сталинграда» Некрасова избрали заместителем председателя правления союза писателей Украинской ССР, но вскоре с должности сняли. Как пишут, в 50-70-е годы вёл полудиссидентский образ жизни, в том числе хранил самиздатовскую литературу, общался с А. Сахаровым. В результате непростых отношений с властями, попросил о выезде из страны ("лучше умереть от тоски по Родине, чем от ненависти к ней"). Эмигрировал в 1974 году, жил до самой своей смерти в 1987 году во Франции. У меня сложилось впечатление, что за границей Некрасов не был особо счастлив: глушил водку и тосковал по Родине. Тоска, правда, не мешала работать на радио «Свобода» («Мне пора на работу. Пойду поклевещу»). Удивительно всё-таки, как свобода и независимость от властей у советских диссидентов была такой однобокой. Впрочем, Некрасову не хочется предъявлять претензий. За повесть «В окопах Сталинграда» он достоин памятника, и не только в Волгограде.

    2. История написания и опубликования книги

    История создания повести началась ещё во время службы Некрасова в армии. Мысль написать произведение о Сталинградской битве зародилась у него непосредственно на фронте. Работа над черновиком началась во время лечения в госпиталях.

    Впервые произведение было опубликовано в 1946 году в журнале «Знамя» под названием «Сталинград». В 1947 году повести была присвоена Сталинская премия второй степени. Примечательно, что полученную премию Некрасов направил на приобретение колясок для инвалидов войны.

    Масштаб успеха произведения был впечатляющим — повесть переиздавалась миллионными тиражами в советских издательствах и была переведена на 36 языков мира.

    3. Мои личные впечатления от книги

    Правдивость и погружение в события – главные достоинства повести «В окопах Сталинграда». Это яркий пример так называемой «окопной» литературы, где читатель максимально приближен к боевым событиям. Автор мастерски передаёт атмосферу фронтовой жизни. Отдельно впечатлило, как используя короткие, отрывистые фразы, Некрасов создаёт у читателя эффект присутствия в самом эпицентре боя.

    В повести хорошо показано, что война – как и любое иное длительное и тяжёлое испытание – приводит людей к переоценке ценностей. Глубоко раскрыт процесс переосмысления жизненных приоритетов:


    И я лежу, уставившись в потолок, и размышляю о высоких материях, о том, что все в мире относительно, что сейчас для меня идеал — вот эта землянка и котелок с лапшой, лишь бы горячая только была, а до войны мне какие-то костюмы были нужны и галстуки в полоску, и в булочной я ругался, если недостаточно поджаренный калач за два семьдесят давали. И неужели же после войны, после всех этих бомбёжек, мы опять… и так далее в том же духе.

    Автор также подмечает эскапизм людей, их нежелание принимать тяжёлую правду и готовиться к тяжёлым испытаниям заранее. Особенно ярко это показано в словах подчинённого главного героя комроты Фарбера (тут вообще очень современно прозвучало лично для меня!):


    — Вот тут-то собака и зарыта… На других мы с вами полагались. Стояли во время первомайских парадов на тротуаре, ручки в брючки, и смотрели на проходящие танки, на самолёты, на шагающих бойцов в шеренгах… Ах как здорово, ах какая мощь! Вот и всё, о чём мы тогда думали. Ведь правда? А о том, что и нам когда-то придётся шагать, и не по асфальту, а по пыльной дороге, с мешком за плечами, что от нас будет зависеть жизнь — ну, не сотен, а хотя бы десятков людей… Разве думали мы тогда об этом?

    В повести нет лакировки действительности. Некрасов открыто пишет о тяжёлых отступлениях и нехватке боеприпасов, об эпизодах мародёрства и дезертирства, о неоправданных людских потерях при наступлении. При этом произведение оставляет светлое впечатление благодаря тому, что в центре повествования — обычные люди, которые и стали той силой, победившей врага. Героизм без пафоса, самопожертвование и удивительная сила духа простых солдат и офицеров вызывают глубокий душевный отклик.

    4. Постскриптум: война и современность

    Читая повесть, невозможно не проводить параллели с сегодняшним днём. В тексте упоминаются Киев, Луганск, Купянск — города, так часто встречающиеся в ленте нынешних новостей. Сослуживцы главного героя нередко говорят на суржике, их понимают все в советской армии. Главный герой – русский человек – с любовью вспоминает родной Киев, описывает мельчайшие детали его улиц и зданий (тут невозможно не проводить параллели с Булгаковым и его «Белой гвардией»).

    Горько осознавать, как за восемь десятилетий внешние силы искусственно разделили наши общие землю, историю и культуру.

    7
    189