Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ложится мгла на старые ступени

Александр Чудаков

  • Аватар пользователя
    Аноним9 мая 2025 г.

    Город, которого нет...

    В описании написано философский роман, но не стоит шарахаться от такого определения художественного произведения, ибо по структуре и атмосфере книга мне показалось похожей на Сандро из Чегема Фазиля Искандера. И вообще, обращение Чудакова к такой большой форме повествования, как роман, было довольно неожиданно для знатоков его творчества, - чеховеду, филологу, остроумному
    человеку, была бы более близка малая проза, но здесь автор пошел иным путем, что, впрочем, не умаляет особенностей жанра, ни того ни другого, и привносит в произведение свои интересные детали. Всегда замечательно, когда писатель, выбирая объем произведения, тем не менее не привязывается к конкретной форме изложения, и пишет в соответствии со своим внутренним мироощущением.

    Как уже было сказано, Чудаков открещивался от автобиографичности этого романа, но это тот момент, когда читатель в процессе чтения всеобъемлюще полагается на автора, настолько убедительно и подробно описаны им все события. Не стремясь к какому-то особому эффекту, автор тем не менее сумел масштабно, но без патетики, оценить социальную и политическую жизнь СССР в годы коллективизации. Правда, эта оценка по-своему субъективна, как ни крути, Чудакову этот быт ближе, чем советская действительность, и даже некоторая разрозненность глав и дневниковость не скрывает общей атмосферы. Место действия романа, город Чебачинск, является выдуманным, но при этом, является прототипом реального города Щучинска, в Северном Казахстане, где и провел свое детство писатель. Собственно, и от Сандро из Чегема разительно отличается и по географии - если искандеровская книга является по сути биографией места (употреблю этот термин Крюза), и абхазский писатель не чурается применять сказочные мотивы, то у Чудакова Чебачинск и его окрестности неромантизированный кусок Советского союза, населенный пункт в Казахстанской области, куда не по своей воле ссылались граждане. Здесь конечно пункт пребывания героев вторичен, - погружаясь в атмосферу произведения, ваш внутренний компас сам укажет место действия.
    В этом романе много чеховского, но писатель умеет находить баланс между классикой и современностью, это диктует время. Взаимосвязь и пересечение времен прекрасно указаны в книге писателя, и хотя он порой не уходит от иносказания, в его прозе чувствуется некоторая тоска по неизбывному, той, крепкой патриархальной России, стоявшей крепко на ногах.
    При этом явно чувствуется, что этот роман, - это своеобразный итог писателя по ведению дневниковых записей, скрупулезно редактируемых, и так называемая Страна детства, куда он с любовью записывал разные воспоминания. Впрочем, некоторые сатирические детали до Чехова все таки не дотягивают, - Антон Павлович все подавал прекрасно, когда недосказанное всплывало без слов, а вот Чудакову приходится объяснять все на пальцах, - в этом скорее есть черты юмористической прозы. С другой стороны, и Чудаков не был романистом, - этот объем его заставила принять время, а если тот же опыт удался Искандеру, то почему бы и нет.

    Автором довольно подробно, увлекательно, и не без изрядной долей юмора показан быт людей, проживающих в Чебачинске. В книге показан, как человек, имеющий кусочек земли, мог выжить в тяжелое время, и труду люди отдавались что называется непонарошку. Им приходилось выживать и учиться осваивать новый быт. Но что характерно, - за описаниями быта у Чудакова четко прослеживается исторический ход. И именно в этом, скорее всего, писателю нужен живой, неподдельный, чеховский язык, который как-никто другой мог описать жизнь и быт простых русских людей.

    Достаточно емкими и правдивым являются и главные герои произведения, и конечно, центральное место занимают Антон и его дед, с последним вы и начнете знакомство с первой главы. Дед Антона и его бабка были дворянами из Вильно, но смогли выжить в тяжелые годы, избежать репрессии, и научиться труду, сохранив интеллигентность и привив окружающим то, что поволяет хранить единство в семье. Эта здоровая патриархальность вызывает уважение, как ни крути. Второстепенные персонажи, как Гагин, тоже интересны. Даже замеченные вскользь персонажи, как девочка, поранившую свою ногу в навозе, и потом умеревшая от сепсиса, могут надолго застрять в памяти.

    Язык повествования довольно размеренный, и несмотря на наличие тяжелых времен, в нем нет надрывности, горечи и ярости, - словно спокойно колыбельная о безвозвратно ушедшей эпохе. Своего рода, это роман переосмысления, и конечно, общая атмосфера перекликается со стихотворением Блока к С.В. Соловьеву.

    11
    598